Продолжение.
Цахур – древнее цахурское село, расположено на гребне и склонах вытянутой горы. Цахуры упоминаются в письменных источниках седьмого и восьмого века. Первое литературное упоминание о цахурах встречается в древнеармянских источниках, связанных с походами Римской империи на Кавказ, Кавказскую Албанию (74-66 до н.э.) и др. В селении Цахур в 1075 году открыто первое на Кавказе медресе визиром Низам аль-Мульк аль-Хасан ибн Али ибн Исхак, откуда вышли крупные учёные-шейхи не только из цахурского народа, но и из горного Дагестана.
Над входом в соборную мечеть селения Цахур установлена декорированная квадратная плита. На ленте высечены медальоны с именами Всевышнего и четырёх праведных халифов. Перевод был опубликован в журнале «Лезгистан» в 1993 году. Арабский текст и фотография прежде не публиковались. В центральном поле читаем: «1) Строят мечети Аллаха те, кто уверовал в Аллаха и его пророка. А после неверные учинили насилие и притеснения 2) над жителями Цахура (ахл Захур) и другими жителями (долины) Самура (ахали Санбур) в эту дату да спасёт нас Аллах! – в 1266 году 3) вплоть до того, что сожгли их селения их мечети и множество книг. И по этой причине они рассеялись (ат-фарраку) 4) в разные стороны и оставались в таком положении десять лет. Затем они вернулись по милости Аллаха 5) к родным местам (ила автанихим) и отстроили (бану) (заново) свои селения. Восстановил (аммара) и построил (бана) соборную мечеть Цахура (масджид Джами Захур) молла Мухаммад-афанди, 6) сын Йакуба-афанди, сына Рамадана-афанди, сына Хаджжи Йакуба-афанди из Цахура (аз-Захури) по происхождению (аслан), из Лекита (ал-Лакити) по месту жительства (масканан), в 1280 году». 1280 год хиджиры соответствует 18.06.1863 — 05.06.1864 г. Датой сожжения Цахура и других селений горного магала в надписи указан 1266/1849-50 г., однако известно, что цахурские селения были разрушены войсками царского генерала Врангеля двумя годами позже, в 1268/1852 г. Благодаря эпиграфическим памятникам известны имена пяти предков восстановителя соборной мечети Цахура. Мухаммад-эфенди принадлежит к потомственной духовной элите Цахура. Родословная выглядит следующим образом: кадий Мухаммед-эфенди сын Хаджжи Йакуба-эфенди сына Рамадана-эфенди сына Хаджжи Йакуба-эфенди сына Хаджжи Хусейна-эфенди сына Хаджжи Йакуба-эфенди. Все предки Мухаммада-эфенди совершили паломничество в Мекку и имели духовное звание «эфенди», а в некоторых источниках они названы ещё учёными («алим»). Исходя из этого можно утверждать, что в восемнадцатом и девятнадцатом веках в Цахуре были целые династии духовных деятелей не только в самом Цахуре, но и в других цахурских сёлах.
В верхней части села Цахур имеется зиярат шейха Махмуда, который был родом из села Аттал; крупный учёный — арабист, жил в период жизни Султан шейх эмира Мишлешского, у них были тесные духовные связи. Рядом с зияратом шейха Махмуда-эфенди находится зиярат шейха Хазрат-эфенди. Могила почитаемого молла Раджаба находится в сторону села Хиях, выше могил, где-то на холме. Говорят, он был знаком с шейхами Махмуд-эфенди и Султан шейх Амиром. В 1914 году в Темир-хан-Шуре была издана книга под названием «Тухфат аль-ахбаб аль-хамидият» — подарок любимцам хамидиатам. Книга на арабском языке про шейха Махмуда-эфенди и цахурских шейхах, об истории цахурских сёл. Электронный вариант этой книги имеется в Муфтияте Дагестана, на русский язык, к большому сожалению, пока не переведена. Автор — хаджи Усман-эфенди аль-Цахури, даёт расширенное толкование к поэме о Махмуде-эфенди, которая принадлежит перу хаджи Абдулла-эфенди аль-Цахури. Рядом с зияратами шейха Махмуд-эфенди и шейха Хазрат-эфенди находится могила Чакуна сына Кадир-бека, погибшего в селении Зиль современного Табасаранского района. Это захоронение не имеет отношения к святым шейхам (более подробно об этом в следующей статье).
Исследователем Н. В. Ханыковым была обнаружена надпись, которая позже была воспроизведена по альбому Л.И. Лавровым. Это самая ранняя из обнаруженных в Цахуре надписей.
Арабская надпись в селе Цахур.
(1) Величие принадлежит Аллаху, могущество принадлежит Аллаху. Построили… Абдул (?)
(2) Построен этот минарет в понедельник месяце зи-л-када
(4) шестьсот тридцать шестого года. Владелец этого минарета Али, сын Сайдара Йа’куб (или Сайдар Йа’куба)
(4) Написал(и) Лукман, Зейд, Джавхар, Абакар.
Зи-л-када 636=5.XI–4.XII.1239 г.
Согют — это единственное село цахуров, расположенное на низменности, что с тюркского языка означает «ива плакучая». В стене мечети селения Согют установлена каменная плита с пятью строками. После текста, повествующего о сооружении мечети, приводятся сведения об исторических событиях, арабский текст местами повреждён: «1) воистину строят мечети те, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Построили (бана) эту мечеть 2) хаджи — Али, Навруз и…(сыновья) Рамадана. Мастер (уста) (Али) сын Рамадана из Согюта (ас-Сукути) 3) в 1279, а что касается даты сожжения селения долины Цахура (вади Захур) от Курдула 4) до Кусура и.. оттуда в Грузию (Курджистан) -1268 г. 5) дата же нашего возвращения в родные места — 1277 г.» «написал на камне Усман-эфенди сын Исмаила из Муслаха (ал-Муслаги) 1282 г.». Усман-эфенди сын Исмаила – эфенди из Муслаха приходится прадедушкой дибиру Ахмад-хаджи из Муслаха. Из текста следует, что в 1268 году хиджры (26.10.1851-13.10.1852 г.) селения горного магала, расположенные в верховьях Самура, начиная от Курдула до самого отдалённого села Кусур, были сожжены, а жители высланы в пределы Грузии. В селе Согют имеется святилище почитаемого шейха Алиджана, состоящее из трёх комнат. В одном помещении могила внушительных размеров до трёх метров и на земляном полу хранятся книги. Изучив содержание этих книг и записей, пока они не пришли в полную негодность, может быть, мы узнаем о многом, о чём не ведаем. В некоторых источниках упоминается про шейха Абдурахмана Джамалетдин ал-Сугути, который был известен в Бухаре и Багдаде. Других данных, к большому сожалению, про этого шейха не нашёл.
Продолжение следует