В июне 2022 года в своем выступлении перед молодыми учеными Президент Российской Федерации В. Путин сказал: «Для того, чтобы претендовать на какое-то лидерство – я уже не говорю про глобальное лидерство, но хоть в чем-то, — безусловно, любая страна, любой народ, любой этнос должны обеспечить свой суверенитет».
Очень правильные слова, невозможно не согласиться с этим. Это утверждение сегодня более чем актуально в отношении цахурского народа потому, что мы сегодня самый малочисленный народ в Республике Дагестан, нуждающийся в юридическом провозглашении и фактическом обеспечении национального равноправия.
В самый сложный период развития нашей государственности, после развала Советского Союза, развитию малочисленных народов в Дагестане отводилось достаточно серьезное внимание. Цахуры получили конституционный статус наравне с другими народами Дагестана, что обеспечивало гарантированное представительство в органах государственной власти Республики Дагестан, в законодательном (представительном) органе республики и другие возможности, необходимые для своего полноценного развития.
Это позволило цахурам поднять свой образовательный уровень, подготовить квалифицированные национальные кадры, сохранить письменность, создать свое печатное издание и начать радио – и телевещание на родном языке, развивать язык, культуру и, самое главное, чувствовать себя равноправным этносом среди народов Дагестана.
Существующая законодательная система вселяла уверенность и обеспечивала возможность малочисленным народам быть представленными на всех уровнях государственной и законодательной власти страны.
Конституция Республики Дагестан 1994 года содержала отдельную статью (часть 2, статья 72), которая гарантировала представительство малочисленных народов в законодательном (представительном) органе Республики Дагестан.
Федеральный закон от 30. 04. 1999 г. №82 — ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации» (статья 13) гарантировал представительство малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления посредством установления отдельных квот.
Однако в последующем законодательство республики изменило свой подход в отношении малочисленных народов.
Конституция Республики Дагестан 2003 года исключила из текста положения, предусматривающие гарантии представительства малочисленных народов Дагестана в законодательном (представительном) органе республики.
В 2005 году подобные изменения коснулись и Федерального закона №82 – 1999 года «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации», исключив из него соответствующую статью. Эти изменения имели негативные последствия, в результате возникла реальная угроза обеспечения основополагающих принципов по соблюдению прав и интересов малочисленных народов.
Последствия подобных изменений не заставили себя долго ждать, и в первую очередь они коснулись цахуров как самого малочисленного и незащищенного народа Республики Дагестан.
Результаты выборов в Государственную Думу Российской Федерации и в Народное Собрание Республики Дагестан 2021 года явились тому подтверждением. Цахуры оказались не представленными в законодательном (представительном) органе Республики Дагестан.
Отсутствие представителя в законодательном (представительном) органе Республики Дагестан нарушает принцип равноправия народов и лишает его возможности принимать участие в управлении делами государства через своих представителей и в интересах своего народа.
Сложившаяся сегодня ситуация такова, что цахуры оказались отброшенными на обочину общественно-политической жизни республики. Мы единственный коренной, конституционно признанный народ, который не представлен ни в одном из органов власти Республики Дагестан.
Безусловно, это приведет к негативным последствиям в судьбе народа, спаду социально-экономического и инфраструктурного развития мест компактного проживания, ухудшению и без того низкого уровня жизни селян, а возможно — и к утрате статуса цахуров как коренного, титульного народа Республики Дагестан.
Для сохранения мира и стабильности, поддержания гармоничных межнациональных отношений считаем очень важным соблюдение равноправия и национальных интересов всех коренных народов, населяющих Республику Дагестан во всех сферах деятельности.
Нельзя считать нормальным и уровень социально-экономического и инфраструктурного развития сельских территорий Цахурской долины и территорий компактного проживания цахуров в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства. районе.
Отсутствие какой – либо инфраструктуры в регионе делает невозможным обеспечение достойного уровня жизни людей и повышение их благосостояния.
Серьезную проблему для региона представляет качество дорог, а также подаваемой электроэнергии по причине износа линии электропередач. Многие населенные пункты не обеспечены качественной питьевой водой, школы старого типа и не отвечают современным требованиям, отсутствует качественное, отвечающее современным требованиям медицинское обслуживание населения, отсутствуют какие – либо условия для занятия молодежи спортом, отсутствует система розничной торговли, отсутствует налаженное транспортное сообщение населенных пунктов с административным центром и многое другое.
Следующим вопросом, требующим отдельного решения, является проблема разделенных народов, к числу которых относятся цахуры.
Все перечисленные выше факторы привели к массовому переселению молодежи и трудоспособного населения в другие регионы страны, что вызвало опустение населенных пунктов. Особенно сильный отток населения наблюдается в последние годы.
Сегодня в стране созданы все условия, необходимые для создания комфортной среды в городах, регионах и сельских территориях. Существуют десятки национальных проектов, федеральных и региональных программ, правительственные программы по инфраструктурному кредитованию социальных проектов. Все эти меры направлены на социально — экономическое и инфраструктурное развитие регионов и способны изменить существующий уклад жизни, облик городов и населенных пунктов.
Главным и необходимым условием реализации указанных проектов является наличие инициативы и масштабного подхода муниципальных органов власти к решению вопросов местного значения и их поддержка на республиканском уровне.
Доводы о малочисленности народа, что якобы является причиной всех бед, крайне ошибочны. Любой народ, независимо от своих количественных показателей, имеет право на достойный уровень жизнь.
В мире существуют государства, численность населения которых не превышает численности цахуров, но они при этом успешно развиваются.
Сегодня цахуры не имеют возможности решить ни один серьезный вопрос, касающийся развития своего народа и региона.
У нас нет общественной организации, на платформе которой мы могли бы обсуждать общенациональные проблемы с целью выработки практических решений. Нет организации, способной от имени народа взаимодействовать с органами власти для решения судьбоносных вопросов. Связь между цахурским народом и властью утрачена.
Безусловно, цахурская национально-культурная автономия (ЦНКА) как общественная организация играет важную роль в деле сохранения и развития национальной идентичности народа по всем направлениям, прописанным в его уставных компетенциях. Его деятельность регламентируется Федеральным законом от 17. 06. 1996 года №74-ФЗ «О национально — культурной автономии».
Согласно закону, деятельность национально-культурных автономий направлена на сохранение национальной самобытности, развитие национального языка, образования, письменности, национальной культуры, традиций, сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, на социальную и культурную адаптацию лиц цахурской национальности в местах их компактного проживания и, наконец, на взаимодействие с органами власти по вопросам культурного развития. Его полномочия ограничены в обозначенных законом рамках.
В уставные полномочия национальных культурных автономий не входит решение вопросов социально-экономического, общественно-политического и инфраструктурного развития.
Для решения указанных вопросов существуют другие общественные институты, которые нам необходимо развивать.
Одной из причин нынешнего состояния, в котором оказался цахурский народ, является отсутствие единства и сплоченности, пассивная гражданская позиция народа в целом. Мы не научились прислушиваться друг другу, отбрасываем любые идеи, высказанные другими.
Сложившаяся сегодня ситуация требует принятия кардинальных практических мер, направленных на решение застарелых проблем в жизни народа и восстановление утраченных позиций в общественно – политической жизни.
Для этого необходимо громко и во всеуслышание заявить обществу и органам власти Республики Дагестан о себе как о народе, о своих проблемах и способах их решения.
Наиболее действенным и законным методом, способным обратить внимание властных структур на указанные проблемы, считаем проведение всеобщего собрания: – Съезда цахурского народа — с широким освещением его работы в средствах массовой информации.
Съезд цахурского народа – это не самоцель, а средство достижения цели, а цель у нас одна – это сохранение и развитие цахуров как равноправного народа, его благосостояние и защита своих национальных интересов.
Проведение съезда продиктовано необходимостью обратить внимание федеральных, региональных и местных органов власти на комплекс проблем, наличие которых мешает полноценному развитию цахурского народа и территории его проживания.
Голос всего народа будет услышан обязательно.
Кроме того, проведение всеобщего собрания послужит мощным толчком, направленным на укрепление единства и сплоченности народа и положит начало развитию диалога при решении возникающих проблем. В истории развития народов подобных примеров немало.
Нам нужен диалог, решение наших проблем в наших руках, со стороны нам никто не поможет!
Мейведдин Ибрагимов