Созидатель просвещения (к 95-летию Халита Гамидовича Магидова)

Как-то изобретатель ранцевого парашюта В. Котельников сказал: «Жизнь – это затяжной прыжок из утробы матери в могилу». Мне кажется, что этот «затяжной прыжок» у человека должен быть насыщенным до предела только добрыми деяниями.

За всю свою сознательную жизнь уроженец села Аксай Хасавюртовского района Халит Магидов, пройдя путь от рядового учителя до министра просвещения республики, ни разу не поступился принципами, не изменил ни себе, ни избранной профессии, ни высокой морали, и всегда, при любых обстоятельствах сохранял в безукоризненной чистоте руки, совесть и репутацию.

 

Х. Г. Магидов долгое время работал председателем Хасавюртовского горисполкома. За это время Хасавюрт буквально преобразился в чистый и уютный город, покрылся зелеными насаждениями, порядок был во всем: в солидарности горожан, взаимопонимании народа и власти. Долго поработать на этой должности ему не удалось. В 1963 году как молодой и перспективный руководитель он был выдвинут на пост председателя Махачкалинского горисполкома. В тот период столица нуждалась именно в таком энергичном и деятельном руководителе,  для того чтобы эффективно решать накопившиеся проблемы по благоустройству города. В то время огромное количество заборов и оград  портили облик города. Ознакомившись с опытом работы по благоустройству других городов страны, Х. Магидов на новом месте начал осуществлять реконструкцию города, уделяя особое внимание решению социально-экономических вопросов. Радости горожан не было предела, когда были снесены металлические ограды вокруг скверов и парков, под землю были «загнаны» общественные туалеты. Именно в бытность Магидова мэром города был перекинут автомобильный мост над железнодорожным полотном у первого рынка. Почти был решен вопрос об отводе железнодорожной магистрали с берега Каспия под гору Тарки-Тау, чтобы открыть жителям города море и обеспечить тишину и чистоту в городе. Тогдашний Председатель Совета министров СССР А. Косыгин уже подписал распоряжение. И тут крутой поворот: Х. Магидова назначают министром просвещения республики. И это было закономерно, потому что по основному образованию он педагог, имеет опыт работы в школе, управлении образования. На новой должности Халит Гамидович проявил себя подлинным преобразователем, реформатором. Ведь если к моменту его прихода на должность в республике функционировало около 300 школ, то к 1985 году, когда он уходил на пенсию, их было более 700. Если к 60-м годам Дагестан по уровню образования находился в аутсайдерах, то к 80-м годам переместился в середину среди регионов РСФСР.

«Важнейшим  этапом в развитии народного образования было осуществление всеобщего обязательного среднего образования, — вспоминает бывший министр труда и социальной защиты Перзият Багадндова. – Особое внимание Х. Магидова было уделено родным языкам, хотя было много руководителей и в центре и на местах, которые стремились ограничить роль родных языков. И, несмотря на большое давление руководителей союзного масштаба, Халит Гамидович проявил принципиальность и отстоял преподавание на национальных языках в сельских школах до третьего класса. Я знала его как удивительно доброжелательного, тактичного, честного и бескорыстного человека. Это был настоящий дагестанец, патриот своего края и интернационалист. В наше сложное время для возрождения Дагестана именно такие люди должны быть образцами для подражания».

После ухода на пенсию в 1985 году Халит Гамидович работал доцентом в Дагпедуниверситете. И здесь он не сидел сложа руки. Результатом его труда явилась книга «Очерки краткой истории развития образования в Дагестане». Жаль только, что книгу, вышедшую в свет в 1998 году, автор не успел подержать в руках. Он скончался в 1997 году. Как отмечает в предисловии к книге литературный критик Камал Абуков, «… в одной из  глав автор воспроизводит всю гамму переплетений в книгоиздательском деле: арабская графика, кириллица, латынь… Блистательный ряд фамилий ученых-просветителей, причудливые названия книг, которым ныне нет цены. Магидов Х.Г. не скрывает и  тех фактических  сложностей, которые встали на пути реализации цельной программы организации школьного образования в Дагестане в годы социалистического развития. Это — и дискуссии о государственном языке, и протест духовенства, и финансовые затруднения, и отсутствие кадров и т.д. Большой интерес представляют, на мой взгляд, разделы о трудовом воспитании, профориентации учащихся, об ученических бригадах, подготовке сельских механизаторов, школьных  лесничествах, о художественных народных промыслах, портреты мастеров педагогического труда и т.д

Говорят, конь – по нраву хозяина. Я же думаю: книга — по душе ее автора. Она подтверждает эту истину, ибо  карьерист, конъюнктурщик никогда не напишет добротную книгу, а Халит Гамидович был вдумчивым, беззаветным работником и глубоко порядочным человеком. Именно поэтому труд читаешь с доверием и благодарностью».

Будучи молодым журналистом, в начале 80-годов мне довелось встретиться с Х. Г. Магидовым и взять у него интервью. Это был один из признанных в Дагестане интеллектуалов, теоретик и практик, автор многочисленных инициатив и практических решений городского и республиканского масштаба. Всюду, где бы он ни работал, будь то учителем, градоначальником или министром, он становился главной пружиной, которая приводила в движение весь коллектив. Умудренный жизненным опытом, прошедший огонь, воду, медные трубы и «акульи зубы», он всегда бескорыстно служил народу, помогал людям, его добрые деяния были бесконечны. Он был ясным, открытым и беспредельно честным по своей природе. Он радостно шел навстречу просьбам, которые законны и реально выполнимы, и без заискивающей улыбки отказывал в тех случаях, когда решение или иного вопроса расходились со служебной и человеческой моралью.

Заслуги Халита Гамидовича Магидова по достоинству оценены: он имеет четыре ордена и 8 медалей,  званий почетного гражданина городов Хасавюрта и Махачкалы. Имя его присвоено центральным улицам Хасавюрта и Махачкалы.