Дети и подростки все чаще становятся жертвами токсичного контента, замаскированного под образовательный или развлекательный медиа-продукт. Руководство по изготовлению оружия, кибербуллинг, насилие, жестокость, пропаганда наркотиков, алкоголя и суицида – все это с разрушительной силой влияет нанеокрепшую психику ребенка.
Новый проект «Цифровая гигиена детей и подростков» поможет родителям в борьбе с негативным воздействием интернета.
На портале проекта представлена информация о том, куда следует обратиться за помощью, если ребенок столкнулся с проблемами в сети.
«Цифровая гигиена детей и подростков» содержит полезные материалы, которые родители могут изучить совместно с детьми. Авторы проекта делятся советами, какие фотографии не стоит выкладывать в интернет и какие полезные программы можно установить на телефон ребенка.
По словам семейного и детского врача-психолога Гаджи Шамова, заметить опасность можно уже в том случае, если ребенок длительное время проводит в интернете, где он фактически приобретает другую реальность, где покрывает все свои естественные человеческие потребности, которые не удовлетворяет в реальной жизни.
«Потребность в новых знаниях – в интернете ребёнок исключительно выбирает те вещи, которые ему любопытны, и, заметьте, самые привлекательные продукты часто не по возрасту. Ну кто из вас, родители, научился внимательно и стабильно отслеживать публикации детей в соцсетях? Потребность в любви, признании – в интернете его любят незнакомцы, хвалят интернет-герои, говорят добрые слова «сладкие» блогеры, поступают поздравления с игровых сайтов, заманивают аниме-триллеры. Ребёнок привязывается к ним, реально воспринимает их как самых близких своему сердцу. Ждёт от своих героев любых проявлений: новых видеороликов, обновлений программ, продуктов с их логотипами. Это целая индустрия мошенничества, построенная на эксплуатации детской души», — пояснил психолог.
Пять ЧС, которые могут возникнуть в результате негативного влияния интернета на ребенка, по мнению эксперта Шамова.
- Потеря интереса к реальной жизни. По результатам большинства исследований выясняется, что часто дети выбирают примитивные интернет-каналы с игровым и низкопробным контентом. Это бесконечные «убивалки» разных мастей. Современные игры скорее подходят для взрослых не только по уровню жестокости, но и по серьёзности и глубине затрагиваемых тем. Эти игры снова и снова доказывают, что существует аудитория взрослых игроков. Бывают плохие игры, разработчики которых хотят заработать на родителях, в играх не разбирающихся. Поэтому необходимо знать о качественных играх для детей, чтобы сделать правильный выбор. Также «развлекухи» по типу шоу «за стеклом» — наблюдение за жизнью блогеров-ровесников, которые в свою повседневность незаметно вплетают, в лучшем случае, рекламную информацию, в худшем — завуалированный пошлый контент и даже материалы развратного характера. Они хорошо знают психологию ребёнка и используют эти знания себе в угоду, заморачивая голову детям, делая их своими адептами.
- Снижение интеллекта ребёнка. Напрочь пропадает критическое мышление, реально снижается память и концентрация внимания на всё, что вне экрана. Появляется инфантилизм. Нет мотивов для простого человеческого общения и нет обратной связи. Все под твоим контролем, — под подушечками пальцев на клавиатуре. Интеллект становится примитивным и полностью во власти интернет-каналов.
- Знакомство детей со взрослым контентом. Просмотр порнографии, фильмов и мультфильмов с нарушением возрастного ценза. Вспомните, сколько детей посмотрело корейский фильм «Игра в кальмара», а сколько детей посмотрело аниме, нарушая возрастные ограничения, — таких примеров до бесконечности. Знакомство с сайтами суицидников, с информацией о наркотиках.
- Общение с мошенниками, которые принуждают к встречам, оплате определённых электронных продуктов, выдачи конфиденциальной информации. Получив интимную информацию о ребёнке-подростке, такие «новые друзья» шантажируют его – разводят на деньги, принуждают к криминальным поступкам, или просто унижают ребёнка, выставляя частную жизнь напоказ.
- Нарушение безопасности ребёнка, отсутствует близость с родными, недоверие к родителям, нежелание делиться личной информацией. И конечно же, всегда найдётся другой «папа», который «защитит», другая «мама», которая «выслушает». И что они посоветуют? И как сложится судьба ребёнка дальше? А дальше – как карта ляжет…