«Начну с того, что очень значительным событием является тот факт, что совещание по тематике туризма состоялось не в столице Российского государства, не в Москве, а у нас, в Дагестане. Это само по себе говорит о том, как перспективы развития отрасли в нашей республике воспринимаются центральной властью. (При этом я помню, что на совещании обсуждалось развитие туризма в целом в стране, не только в Дагестане, но сам факт локации — это важно).
И, конечно, президент, посетив Дербент, мог оценить то, что делает в этом городе наш земляк Сулейман Керимов, те усилия, которые он предпринимает для развития своего родного города.
Теперь о перспективах. Думаю, после такого визита и обсуждения с участием главы государства, руководителей федеральных ведомств и главы республики можно рассчитывать на дальнейшее развитие отрасли. На мой взгляд, упор следует делать на индустрию.
Говоря прямо, у нас пока еще есть некоторый разрыв, скажем так, между красотой природы и уровнем инфраструктуры. Процесс идет, я сам вижу изменения, которые произошли за девять лет, но многое еще впереди. Понятно, что турист, который уже был в оборудованных локациях в разных регионах России и мира, рассчитывает на определенное качество комфорта и в Дагестане.
Скажу и о том, что те направления поездок, которые утвердились сейчас (Сулакский каньон, Гунибское плато, Гамсутль и т.д.), — это лишь малая доля красот республики. В южном Дагестане и в дальнем высокогорном Дагестане, я имею в виду особенно Бежтинский участок, Цумадинский, Цунтинский и Тляратинский районы, там есть места потрясающей красоты, где буквально люди ахнут, поднявшись на условную обзорную площадку и оглядевшись.
Но там их пока нет: ни оборудованных смотровых площадок, ни сервиса, вообще ничего. На мой взгляд, если последуют дополнительные инвестиции, можно было бы пристальнее присмотреться именно к этим местам и выбрать для развития несколько проектов, подобрав наиболее живописные локации там», — сказал Шангереев.