На научном семинаре, который прошел в Дагестанском государственном университете народного хозяйства главной обсуждаемый темой была: «Современные тенденции и пути стимулирования экспорта продукции АПК Дагестана».
В работе семинара приняли участие Президент национальной академии наук Дагестана, академик Гамид Бучаев, ректор Дагестанского государственного аграрного университета профессор Зайдин Джамбулатов, ученые университета и представители других учреждений.
С основным докладом по обсуждаемому вопросу выступил экс-вице-премьер дагестанского Правительства, доктор экономических наук, профессор ДГУНХ Шарип Шарипов, который отметил, что аграрного экспорта является одной из актуальных в наши дни, поставлена задача удвоить объемы поставляемой на внешние рынки продукции АПК, предусмотрены солидны суммы финансов из федерального бюджета и регионы включились в работу.
По его словам, по итогам 2018 года объем экспорта продовольствия и сельхозсырья из республики составил 23,7 млн долларов, что является третьим результатом в СКФО после Ставропольского края (257 млн долларов) и Республики Северная Осетия-Алания (40,4 млн долларов). В структуре экспорта наибольший удельный вес занимают живые животные (овцы) 9,72 млн долларов, мясо и пищевые мясные субпродукты 6,47 млн долларов, овощи 3,1 млн долларов и ряба с рыбопродуктами 2,51 млн. Вот на эти четыре позиции приходится 93% всего годового агроэкспорта.
На 2024 год поставлена задача довести объем экспорта до 26,6 млн долларов, что по предварительным данным почти достигнуто уже в текущем году.
Шарип Шарипов предложил пересмотреть параметры проекта «Экспорт продукции АПК» по региону, поскольку на самом же старте уже выполнены установленные к 2024 году индикаторы, что говорит о недостаточной их проработанности.
Отрадно, что дагестанский рис в этом году уже «пробивает» дорогу на внешние рынки, есть потенциал и по другим направлениям, что отмечалось на семинаре.
Для этого предстоит оперативно разработать дорожную карту по стимулированию экспорта продукции АПК, в том числе обеспечить организацию информационно-методического сопровождения потенциальных экспортеров по вопросам поиска потребителей и продвижению продукции на внешние рынки. В свою очередь это требует соответствующей координации заинтересованных служб. Придется и над повышением качества продукции поработать, а также целенаправленно заниматься улучшением «узнаваемости» наших продовольственных товаров. Нередко производители, не имеющие нужных навыков и информации, вынуждены сами заниматься поиском рынков сбыта, теряя время и ресурсы. В этом вопросе не помешает изучение успешных практик других регионов и РЭЦ, заключил он.