По итогам совещания, посвященного организации системы обращения с ТКО на территории Дагестана, глава региона Сергей Меликов и гендиректор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев провели пресс-конференцию для представителей федеральных и республиканских СМИ.
Сергей Алимович, позволит ли строительство мусоросортировочных заводов коренным образом изменить ситуацию с обращением твердых коммунальных отходов?
Сергей Меликов:
С одной стороны, это первые шаги, но с другой – это широкие шаги. Хотелось бы еще раз пояснить, что эта работа началась не сегодня и не вчера. Вы помните ситуацию с мусорным коллапсом в январе 2021 года, когда мы, в том числе за счет инициатив населения, смогли этот коллапс преодолеть?
Тогда проводились массовые субботники, привлекались волонтеры и население городов Махачкалы и Каспийска к уборке мусора. Я и в то время говорил и сегодня говорю, что этот коллапс не был связан с каким-то стихийным бедствием, а являлся рукотворным процессом. Тогда финансовые потоки, поступающие в республику и муниципалитеты для организации работы по обращению с ТКО, растворялись, не доходя до реализации конкретных задач по оборудованию контейнерных площадок, закупке контейнеров и приобретению техники. В то время были возбуждены уголовные дела, проводились доследственные проверки, но томами уголовных дел население Дагестана успокоить бы не удалось, и поэтому в кратчайшие сроки нужно было принимать решение по систематизации обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Дагестан. Тогда мы вместе с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» приняли решение. Начали с элементарного – с проработки территориальной схемы обращения с ТКО, которой на тот период в Дагестане просто не существовало. Необходимо было рассчитать прогнозируемые объемы ТКО, просчитать логистику, определиться с местами для временного складирования ТКО, определить площадки для создания объектов обращения с ТКО. Если мы сегодня хотим видеть Дагестан чистым и убранным, в том числе привлекательным для туристов, нужно идти по той схеме, которую мы выработали и отработали.
Денис Петрович, по Вашему опыту работы в других регионах, насколько гладко проходит «мусорная» реформа в Дагестане?
Денис Буцаев:
Сергей Алимович вспомнил обстоятельство, при котором мы познакомились. Это был мой визит, когда в Махачкале сложилась очень тяжелая ситуация – мусорный коллапс. Тогда главой республики и правительством региона было принято сложное решение, связанное с тем, что нужно строить цивилизованную систему обращения с отходами, закупать технику.Начали с разработки территориальной схемы – карты отходов. Тогда стало понятно, где, в каком количестве и какой мощности нужно построить необходимые республике объекты. После – нашли земельные участки, провели изыскания и спроектировали эти объекты. Да, действительно, все это не быстро, но это единственный путь, чтобы построить устойчивую систему обращения с отходами, которая будет работать десятилетиями.Более того, эта система кардинальным образом меняет все – из отходов мы получаем сырье. Без преувеличения, для Дагестана, как и многих других субъектов Российской Федерации, эта новая отрасль экономики. Мы сегодня как раз обсуждали, что в дальнейшем мы сможем приступить к строительству предприятий, которые будут использовать вторсырье для производства новых видов продукции. Отмечу, что республикой проделана колоссальная работа. Ее результаты мы надеемся увидеть в полной мере в 2024 году, когда объекты будут введены в эксплуатацию. Но тот объём работы, который уже проделан, говорит о том, что Дагестан среди субъектов Российской Федерации лидирует по достижению целевых показателей реформы обращения с ТКО.
Первой и самой важной была поставлена задача по строительству инфраструктуры, с которой в настоящий момент регион справляется значительно лучше, чем все остальные.
Сергей Алимович, почему для строительства заводов были выбраны именно эти локации?
Сергей Меликов:
Мы посмотрели по территориальной схеме, где у нас есть места, отвечающие требованиям, предъявляемым и с точки зрения экологии, и с точки зрения технического состояния, локации, обременения участков. Были некоторые проблемы с населением, например, в Новой Ураде. Нам удалось убедить людей, что это, я подчеркиваю, экологический проект и никаких угроз населению не несет. Были разговоры по поводу маковых полей, угрозе Сары-Куму. Нам предлагали участок, который, по сути дела, на берегу КОРа находится. А вы знаете, что Канал Октябрьской Революции сегодня для нас и житница, и здравница, и кузница. Но, к сожалению, объективная информация не всегда доводится. Вот сегодня одна бабушка переживала, что иностранные туристы будут видеть здесь свалку. Но это не свалка, а современный и перспективный объект. Мусоросортировочный завод, который мы строим в Махачкале, снимает проблему 3 крупнейших городов региона, в том числе Каспийска и Избербаша. Я людям пообещал, что мы обязательно покажем, как подобный полигон функционирует в других регионах, предоставим населению все документы по этой площадке, чтобы не возникало больше вопросов. Заверяю, что никаких угроз начавшиеся работы не несут. Я еще раз официально заявляю, что все мои полномочия как главы региона направлены на интересы простого народа. А кто-то пытается свои личные интересы транслировать через псевдо общественные организации, чтобы помешать нам выстраивать работу. Очень много проблем с энергетикой, газом и другими направлениями, но все они требуют системного подхода. Ведь одновременно всю систему энергоснабжения, например, мы не сможем поменять. Когда у нас в позапрошлом году были массовые отключения в горных районах, мы работу прошлого года нацелили именно на это направление. И сегодня там их значительно меньше.Но для решения всех проблем нужно время и деньги, которые мы стараемся находить. Я намерен все насущные проблемы вынести в отдельный блок работы с Общественной палатой республики, чтобы прийти к конструктивному диалогу с теми людьми, которые видят все перспективы развития региона.
Сергей Алимович, будет ли внедряться программа по раздельному сбору отходов в муниципалитетах?
Сергей Меликов:
Это одна из наших задач. Мы изучаем опыт других регионов. Наверное, мы пойдем по такому пути: выберем несколько пилотных небольших по численности населения муниципальных образований и опробуем эту практику. Дело в том, что у нас, учитывая ряд особенностей региона, в том числе наличие горных районов, довольно трудно подойти к проблеме раздельного сбора мусора. Конечно, было бы более эффективно, если бы мы на мусоросортировочные заводы уже привозили отсортированный мусор. Но как это сделать по всей республике, пока вопрос.
Денис Петрович, планируются ли дополнительные меры поддержки развития инфраструктуры обращения с ТКО в Дагестане?
Денис Буцаев:
Дополнительное финансирование для реализации строительства тех предприятий, которые в настоящий момент уже находится в территориальной и федеральной схемах в качестве перспективных, мы должны отработать до конца сентября текущего года. И также вот до 1 октября дополнительные средства должны поступить республиканскому экологическому оператору для строительства комплексных объектов по переработке отходов в республике. Дополнительно к этому мы сегодня, когда посещали площадку под строительство мусоросортировочного комплекса, то там же, собственно говоря, планируется за счет расширения площадки строительства предприятий по глубокой переработке уже не отхода, а вторсырья, которое получается из отходов, в новые виды продукции. Мы пока видим, что такая работа может быть организована по предприятиям переработки стекла, по переработке резины, и вполне возможно, мы можем посмотреть на бумажно-картонное направление. Но здесь важно оценить перспективы дальнейшего использования, что в Дагестане будут функционировать предприятия, которые будут выпускать продукцию из сырья нескольких субъектов, в том числе СКФО.
Сергей Меликов:
Коллеги, я благодарю за то, что вы весь день сегодня работаете с нами, и хочу обратиться к тем средствам массовой информации и социальным сетям, которые сегодня не представлены здесь. Консолидация – это тот залог успеха, который помогает нам выдерживать нагрузку специальной военной операции, внешних экономических санкций, проблемы, которые нам иногда создает природа. Поэтому давайте, помимо преследования определенных информационных задач, которые каждое средство массовой информации перед собой ставит, руководствоваться всё-таки здравым смыслом. А здравый смысл заключается в том, что реализация нашей экологической программы – это повышение качества жизни населения. Давайте мы это качество жизни будем повышать вместе.