Сулейман Стальский (1869-1937) – самобытный поэт – мудрец, автор высокохудожественных стихов и поэм, переведённых на десятки языков народов России и мира, патриот и интернационалист, классик лезгинской литературы, который прославил лезгинский народ и Дагестан далеко за пределами малой родины, уникальное явление в истории дагестанской, российской, советской, лезгинской и мировой поэзий, основоположник лезгинской литературы, народный поэт Дагестана. [2. С. 29]
Известные общественные деятели, ученые и писатели М. Горький, С. Липкин, Э. Капиев, Г. Цадаса, Т. Хрюгский, Г. Гаджибеков и др. оставили много добрых высказываний о личности С. Стальского и о его поэзии. самая высокая оценка из них – «Гомер ХХ века», данная М. Горьким на Первом съезде писателей в 1934 году. Сулейман Стальский – первый поэт, который своим оригинальным творчеством прославил и восславил Дагестан на всю огромную страну – СССР и Россию. С. Стальский – поэт – лирик, сатирик и философ. То, что он являлся поэтом – философом, отметили исследователи его творчества. Это А. Агаев, Г. Гашаров, Р. Кельбеханов, Ф. Нагиев, но как проблема рассматривается в представленной статье впервые.
Философские взгляды его связаны с его острой наблюдательностью, проницательностью, природной мудростью и знанием народного родного языка, на котором он сочинял свои поэтические шедевры критического, сатирического, юмористического, назидательного, воспитательного, патриотического и интернационального характера – стихи, песни, наставления, размышления, беседы и обращения. К ним относятся «Соловей», «Старшина», «Судьи», «Муллы», «Двуногий осел», «Богачи и чиновники», «На свержение царя» и др.
Философские взгляды поэта вытекают из быта и жизни своего народа, общественно – политического строя, существовавшего в стране, социально – экономической политики. Поэтому они вызвали интерес слушателя, народа, быстро распространились по Лезгистану, Дагестану, получили всенародное признание. На русский язык произведения поэта переводили известные в Стране Советов мастера слова – С. Липкин, Н. Ушаков, Э. Капиев и др. С. Стальский в жизни был честным, добрым, смелым, щедрым и мудрым человеком. Поэтому он смог критиковать и критиковал богачей, мулл, судей и чиновников. Поэтому и образ народа, его философия и характер в его стихах даны объективно. Он как будто чувствовал дыхание и веяние времени и эпохи. Настоящий мыслитель своего времени. в начале своей активной поэтической деятельности С. Стальский оригинально представил себя читателю:
Умеет Сулейман слагать
Стихи. Его душа – тетрадь!
И может ли поэт смешать
Хорошее с дурным? – Не может! [6, С. 125]
С. Стальский, отлично зная привычки, характер, гордый нрав своих земляков, в стихотворении «Кто ханом возомнил себя» советует «гордым» притупить свой эгоизм. Он считает, что плохо, когда «каждый лезгин из себя хана строит». Поэт «готов лечить хворь» таких людей. [6, С. 106-107]
Поэт видит недостатки современного общества, мира в целом, поэтому заявляет: «Интересно движется мир, не зная ни «вперед», ни «назад»; нет нисколько совести, не замечая свои грехи…». [6, С. 94]
Поэт выступает за раскрепощение женщины, за ее равноправие с мужчиной. В стихотворении «Выдача девушки замуж за старика» он критикует дикие нравы общества, унижающие честь и достоинство женщины. Обращаясь к «жениху» с юмором, временами и с сарказмом автор пишет: «Хотя ты стар и смотришь в горб, Жену ты ищешь, чтоб ей пятнадцать было…». [6, С. 121]
В начале ХХ века, особенно в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, самой распространенной темой в поэзии была тема свободы – освобождение трудящихся народов от гнета эксплуататоров. В этот период на арену, как поэт – патриот и поэт – философ, вышел С. Стальский, создавший ряд стихов и песен, которые посвящены проблеме достижения человеком свободы и независимости. В стихотворении «Как разбудить спящих?» (1918 г.) поэт хочет, чтобы его народ стал свободным, но народ не просыпается. Автор поясняет: «Свободу ждали племена, О ней мечтали издавна…»; призывает: «Подумай, темный мой народ!»; предупреждает: «Свобода ли это, коль народ Ее не знает и живет?!». [6, С. 72] В стихотворении «Свобода – счастье» поэт утверждает, что «свобода – счастье для народа», но народ не знает, как со свободой поступать: «все волнуются». А вдруг окажется «пустым трезвоном…Как тут быть?». [6, С. 67]
В стихотворении «Рабочий» становится ясно: «Рабочий завоевал свободу, поэтому он – свет для глаз государства и опора власти…». [6, С. 192] А в стихотворении «Свобода» поэт замечает: «Свобода – хорошая вещь, если народ узнает ее цену». Но как быть, рассуждает автор, если люди будут думать, что свобода – это «бесплатная халва», а на деле она окажется «черной смолой»?! Мудрец оказался прав – не всем свобода нужна, не всем она нравится, не все ее понимают и принимают, еще имеются и враги. Сулейман Стальский в своих произведениях высказывает оригинальные мысли, выступает как поэт – просвещенец, поэт – материалист, приходит к объективным обобщениям. Хотя поэт был верующий, он религию не хвалит, наоборот, критикует мулл, не признает чертей и чудовищ. В своих произведениях был больше материалистом, чем идеалистом. В стихотворении «Мусульманину» он призывает его «к свету руку протянуть, идти вперед, учиться письмо родному». [6, С. 122-123]
Поэт справедливо хвалил власть Советов – после той кошмарной жизни, какую прожили Сулейман и его народ до Советской власти, не хвалить новую власть было невозможно. После стихотворений «Мои песни – как плачь» и «Погибни, старый, мертвый мир!» искренне звучат стихотворения о новой жизни – «Советов власть», «Наша сила», «Первое мая», «Думы о Родине», «Горький» и многие другие. Поэт своими глазами видел возрождение народа. после победы Советской власти в каждом ауле Дагестана открылись светские школы и дома культуры, вышли газеты на родном и русском языках, заговорило радио, по которому на родном языке передавали разные сообщения и беседы на важные и нужные темы, национальные песни и музыку. Поэт не только хвалит, но и критикует недостатки новой власти, некоторых членов партии коммунистов. В стихотворении «Лжекоммунисты» (оно было написано в 1936 г. и в советские годы печаталось во всех сборниках и хрестоматиях) остро критикуются бесчестные члены партии:
Самонадеянны и горды,
Нагонят страх, они круты.
Куда же нам от них уйти?
Как царь иль шах они сидят…
Свою роль поэт видит в заключительной строфе:
Таких ты, Сулейман, карай,
Ты напоказ их выставляй.
Из них любому его пай
Обязан ты сполна воздать! [6, С. 188-189]
Поэт быстро откликается на все важные события, которые происходили в его жизни, в селе и стране. Каждое стихотворении С. Стальского – это самостоятельное произведение, сочиненное по определенному поводу, имеет свою тему, содержание, композицию, философию и сюжет. Много стихов о Родине: «Дагестан», «Дербент», «17 аулов моей Кюры», «Первое мая», «Срединная река» и др. В них само слово «Родина» звучит с особым чувством, с жизненно – бытовой философией: родина – это самый дорогой мир родителей, семьи, села и страны.
В стихотворениях о Родине поэт утверждает свободолюбивый, патриотический дух народа, его добрые намерения, яркие цели, благородные и героические поступки. Язык произведений С. Стальского – оригинальный, поэтичный, близкий к народному. Много в них эпитетов, сравнений и пословиц. Много пословиц и поговорок создал и сам поэт. Поэзия в жизни поэта выступает в трех ипостасях: 1) как форма познания действительности; 2) как метод воспитания слушателя (читателя); 3) как способ выражения своей философии, своего «Я».
Поэт всю жизнь боролся за честность, правду и справедливость. Он в стихотворении «Где правда времени, друзья?» описывает картину мира, где нет правды: «Мир изменил свое лицо… Петух кружится над орлом…Хмелеют без вина теперь…Шакалы воют в тишине…Нам обещали вечный рай…Обманут наш родимый край…». [6, С. 98-99]
С. Стальский – знаток народной жизни, он в своих произведениях читателю ярко показывает адаты, обычаи и традиции, характеры и нравы, психологию и философию народа. поэт дает мудрые советы и наставления. Они звучат просто, ясно и мудро, как народные пословицы. Поэтому стихи, полные назиданий, имеют однотипные названия. В стихотворении «Назидание», созданном в 1919 году, поэт учит, что «нехорошо»:
Вводить людей бесчестных в дом
И в свой домашний круг – нехорошо.
Идти неправедным путем
И сеять ложь вокруг – нехорошо… [6, С. 103].
Подробнее читайте в сетевом издании «Лезги газет».