Уважаемые читатели, хочу поделиться с вами своими впечатлениями от поездки на умру (малый хадж) в святыни ислама, в те места, где родился и жил наш любимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Конечно же, всех чувств, которые я испытал во время совершения малого хаджа, передать словами не удастся, но все же я попробую рассказать, какими они были и как важно для каждого из нас хотя бы раз в жизни посетить Мекку и Медину и совершить таваф — семикратный обход вокруг Каабы.
Все началось с того момента, как я выиграл путевку на малый хадж во время проведения цахурского ифтара в Махачкале перед праздником Ураза-байрам. С этого момента я начал долго и тщательно готовиться к этому важному этапу моей жизни и просил Аллаха об облегчении пути, о том, чтобы получить максимум пользы от пребывания в священных местах. И этот долгожданный день наступил 20 ноября 2024 года, когда благодаря турфирме «Марва-тур» я в составе группы из 98 человек отправился из махачкалинского аэропорта в Шарджу (ОАЭ), а оттуда на автобусах в течение 1,5 суток в Медину.
Хочу отметить, что успешность совершения умры зависит не только от того, как ты готов к этому, а от того, кто руководитель группы паломников, а также кто в эту группу входит. В этом плане мне очень повезло, так как руководителями нашего рейса оказались умные, грамотные и опытные люди с большим сабуром и иманом. Рамазан, Муслим и Мумин, так их звали, справились со своими полномочиями на все 100%, так как они 24 часа в сутки были на связи с нами еще за несколько недель до начала нашей поездки, не говоря уже о времени, когда мы находились на святых местах. Спасибо им за это.
Сразу после приземления в аэропорту Шарджи мы пересели в комфортабельные автобусы и продолжили путь в сторону лучезарной Медины, где должны были провести четыре прекрасных незабываемых дня.
Медина — второй священный город мусульман после Мекки и считается колыбелью исламской цивилизации. Паломники, остановившиеся в пресветлой Медине, чаще всего успевают посетить 6–7 зияратов. Конечно, в первую очередь, это мечеть пророка Мухаммада (мир ему), где совершают зиярат к его могиле, которая находится внутри мечети.
Каждый паломник в Медине старается посетить Равзу, которая считается райским садом на земле. Она находится в мечети пророка (с.а.в.) и попасть туда нелегко, так как образовываются длинные очереди и необходимо заранее добиться разрешения. Я рад, что смог туда попасть.
Хадис пророка (мир ему и благословение) гласит: «Между моим домом и минбаром расположена Равза – один из райских садов» (имам аль-Бухари и Муслим).
Рядом с мечетью пророка (мир ему) находится знаменитое кладбище Баки, на котором похоронены 10 тысяч его сподвижников. Паломники в Медине еще посещают место, где произошло известное сражение у рва — Хандак, первая мечеть, когда-либо построенная вне Медины, фундамент которой был заложен нашим пророком (с.а.в.) — Аль-Куба, мечеть Аль-Киблатайн, которая имеет важнейшее и уникальное в своём роде значение в истории ислама. В этой мечети к Посланнику Аллаха (мир ему) пришло откровение о смене направления молитвы с Иерусалима на Каабу в Мекке, а также гора Ухуд, где произошла знаменитая битва, в которой принимал участие и сам пророк (с.а.в.).
Пребывание в лучезарной Медине и посещение стольких мест, связанных с нашим пророком (с.а.в.) и его сподвижниками, где каждый камень, каждый холм являются святыми для мусульман, оставили приятные и незабываемые впечатления в моем сердце.
Увы, пришло время попрощаться с Мединой, так как нам предстоял четырехчасовой путь в святую Мекку, где расположена священная Кааба.
Но чтобы попасть туда из Медины, паломники посещают микат — места, куда паломники могут войти только в состоянии ихрама.
Говорят, при совершении прощального хаджа пророк (с.а.в.) вошел в состояние ихрама в этом месте. Сегодня оно называется Абьяр Али. Это самый отдаленный от Мекки микат. Он находится на расстоянии 6 км от Медины и 426 км от Мекки.
В состоянии ихрама мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда, соответствующая шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения. После омовения необходимо сделать намерение. После намерения, совершая умру, на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю: «Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк!» (Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!). Находясь в ихраме, паломник не должен ее нарушить, есть много запретов, о которых он должен знать.
После прибытия в Мекку, размещения и кратковременного отдыха паломнику следует отправиться в мечеть Аль-Харам к Каабе для совершения умры. Вначале совершают таваф (семикратный обход вокруг Каабы). Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. Желательно, чтобы во время тавафа правое плечо было открыто, а левое закрыто ихрамом.
После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности позади места «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Оба плеча во время этого намаза желательно закрыть ихрамом.
Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам и совершает обряд Са’и, который является одним из столпов хаджа. Обряд заключается в том, что паломник проходит семь раз расстояние между Сафой и Марвой пешком. После завершения Са’и заканчивается ихрам бритьем или стрижкой волос.
Отмечу, что мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть), где находится Кааба, очень большая. Перед нами возвышается башня с часами, на которых слова поминания Всевышнего. Говорят, что данное здание — третье по высоте в мире и первое по объему.
Оказавшись внутри Аль-Харама и увидев святую из святых Каабу, дух захватывает, ты никого не замечаешь, понимаешь, что вот сюда, в это место, стремилась твоя душа! Эмоции начинают переполнять, устремляшься вперёд, какие-то доли секунды отделяют тебя от лицезрения самого прекрасного строения на земле. Перед тобой Священная Кааба, которую строил наш любимый пророк Ибрагим (мир ему) вместе с сыном Исмаилом по велению нашего Господа.
Присоединившись ко всем паломникам, мы начали совершать обход вокруг Каабы, делая дуа за себя, за родных и за всех мусульман, читая аяты из Священного Писания.С намерением получить баракат посмотрели на макам Ибрагим – плиту на которой остались следы нашего пророка Ибрагима (мир ему). Он строил Каабу, стоя на этом камне.
Не замечаешь, как проходишь круг за кругом, семь раз. Пропадает ощущение времени, забываешь обо всём на свете! Поистине это райское место на земле. Где ещё можно испытать такие высокие чувства?! Одно желание внутри – продлить эти минуты настоящего неподдельного счастья!
Такие же ощущения ты испытываешь и при совершении обряда малого паломничества – это ходьба между холмами Аль-сафа и Аль-марва.
Бег между холмами Сафа и Марва: обряд, которому уже 5 000 лет. Сафа и Марва – это два небольших холма, расположенных в центре Мекки, недалеко от священной Каабы. Во время умры и хаджа все мусульмане совершают между ними ритуальный бег (сай), но не каждый знает историю возникновения этого обряда.
Ритуальный бег выполняется в память о матери пророка Исмаила Хаджар. Пророк Ибрахим отвез свою жену Хаджар и маленького сына Исмаила в пустыню. Хаджар тогда спросила, по велению ли Аллаха оставляет их здесь Ибрахим.
Получив положительный ответ, Хаджар успокоилась и со смирением приняла свою судьбу.
По прошествии некоторого времени у Хаджар закончились еда и вода и она больше не могла кормить своего сына грудью. Тогда Хаджар обратилась с мольбой ко Всевышнему и в поисках воды семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва, а когда вернулась к сыну, увидела там Джибриля, который спросил: «Вы кто будете?» Хаджар ответила: «Я — жена Ибрахима (алейхи салям), а это его сын». «Кому он поручил вас в этом безлюдном месте?» — спросил Джибрил, а затем продолжил: «Оказывается, он поручил вас такому падишаху, которого для вас будет достаточно в любом деле».
Хаджар оглянулась и заметила, что рядом пробился небольшой родник. В одном риваяте сказано, что Исмаил своей пяткой оставил след на земле, и оттуда пробилась вода. Хаджар очень обрадовалась, увидев воду. Она с сыном попили воды, спаслись от жажды и голода. Это была вода зам-зам, с каким пожеланием ее выпьешь, то и сбудется.
Хаджар хотела набрать в сосуд немножко воды, но Джибрил сказал, что в этом нет нужды, что вода будет течь постоянно, никогда не перестанет. Хаджар собрала камни и расставила вокруг источника, чтобы вода зря не вытекала. И тогда послышался голос: «Не бойся! По воле Аллаха воды не станет меньше, она будет течь еще сильнее. Всевышний превратит эти земли в место поклонения. Твой сын станет пророком». Затем он рассказал, что на этом месте будет стоять Святая Мекка, и до Судного дня люди будут совершать сюда паломничество.
После всех выполненных обрядов последним является подстриг волос, как мужчинами так и женщинами. После паломник может надеть обычную одежду, и ему становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама.
В Мекке, как и в Медине, мы посетили зияраты, среди них дом, где родился Пророк (с.а.в.), мечеть аш-Шаджара, где дерево по велению пророка (с.а.в.) вышло с корня и подошло к Посланнику Аллаха (с.а.в.) и засвидетельствовало его пророчество, мечеть аль-Джинн, где пророк (с.а.в.) рассказал джиннам о религии и они приняли ислам. Также здесь была ниспослана сура аль-Джинн, кладбище Му’алла – где находится могила жены пророка (с.а.в.) и матери правоверных — Хадиджи, а также могилы многих сахабов, табиинов и праведных мусульман, а также посетили гору Арафа, которая также является обязательной для посещения во время совершения большого хаджа. Согласно Сунне, именно отсюда пророк Мухаммад (с.а.в.) произнес свою последнюю проповедь. Стояние на горе Арафат является кульминацией большого хаджа. После стояния, которое длится до заката солнца, следует обряд побивания Сатаны камнями в долине Мина. В мусульманской истории у горы Арафат встретились и узнали друг друга изгнанные из рая в разные места земли Адам и Хавва (Ева).
Одним словом, во время паломничества в святые места верующие прилагают усердие в поклонении, стараются воздерживаться от совершения негативных и ведущих к греху поступков, а это положительно отражается на внутреннем мире человека: становишься ближе к культуре и истории своей религии, лично знакомишься с культовыми сооружениями.
Надеюсь, что Всевышний примет совершенный мною и моими попутчиками малый хадж.
Отмечу, что во время нашего паломничества мы не только увидели святые места исламского мира, но и по пути следования — природу, города и быт Саудовской Аравии и ОАЭ.
Желаю каждому, кто эти 15 дней душой и сердцем был со мной, кто поздравил меня с этим главным событием в моей жизни и кто пришел ко мне домой, чтобы Аллах дал им возможность совершить хадж и увидеть то, что увидел я. Амин!