Цахурские аулы за Главным Кавказским хребтом, возникшие когда-то на отвоеванных у Грузии землях, были затем включены в состав Ширвана, хотя Елисуйское султанство номинально долгое время оставалось самостоятельным феодальным владением. На этой территории Цахурии (в бывших колониях) начался, видимо, уже в ХVIII веке процесс ассимиляции. Распространенный среди цахуров азербайджанский язык постепенно стал вытеснять родной язык.Цахурские аулы за Главным Кавказским хребтом, возникшие когда-то на отвоеванных у Грузии землях, были затем включены в состав Ширвана, хотя Елисуйское султанство номинально долгое время оставалось самостоятельным феодальным владением. На этой территории Цахурии (в бывших колониях) начался, видимо, уже в ХVIII веке процесс ассимиляции. Распространенный среди цахуров азербайджанский язык постепенно стал вытеснять родной язык.Показательна история аула Елису. Основанный цахурами и даже бывший долгое время политическим центром всей Цахурии аул уже к концу 18 в. перестал быть цахурским по языку.
Показательна история аула Елису. Основанный цахурами и даже бывший долгое время политическим центром всей Цахурии аул уже к концу 18 в. перестал быть цахурским по языку.Показательна история аула Елису. Основанный цахурами и даже бывший долгое время политическим центром всей Цахурии аул уже к концу 18 в. перестал быть цахурским по языку.Так А.М. Дирр, перечисляя в 1913 году аулы Закаталинского округа (Азербайджан), где распространен цахурский язык, не называет Елису. Он пишет: «Без сомнения, цахурский язык занимал раньше большую территорию, чем теперь; жители сел Елису и Сарбаш (Закатальский округ) считают самих себя выходцами из Цахура и говорили раньше на цахурском языке, вытесненным, однако, теперь татарским» (азербайджанским).Б. Б. Талибов в статье о цахурском языке, опубликованной в 1967 году, перечисляя цахурские аулы Азербайджана, также не называет Елису, а после названий трех аулов отмечает, что цахурский язык в них распространен лишь «частично». Это свидетельствует, что процесс ассимиляции азербайджанских цахуров продолжается и, по-видимому, набирает силу. В то же время дагестанские цахуры (архитектуре которых и посвящена данная книга) сохранили свой язык, хотя многие их них знают не только русский, но и азербайджанский.Знание азербайджанского языка было необходимо жителям Горного магала по трем причинам Во – первых, многие цахуры на зиму вместе с отарами овец перекочевывали за Главный Кавказский хребет.Во — вторых, именно в Азербайджан уходили на заработки отходники-ремесленники.В-третьих, хотя жители Горного магала и посещали базары в лезгинском ауле Ахты (где закупали зерно) и в лакском ауле Кумух (гончарные и другие кустарные изделия), все же главными для них были азербайджанские торговые центры – Закаталы, Белоканы, Кахи и Нуха. В сторону этих центров и были ориентированы дороги и перевалы.На эти азербайджанские торговые центры были в большей или меньшей степени ориентированы и дагестанские соседи цахуров, пользовавшиеся дорогами (это в основном горные тропы) через Горный магал.«Перевал из Ширвана в Дагестан связан с преодолением многочисленных перевалов и чреват всяческими опасностями. Зимой узкие горные тропы становятся непреодолимыми. Тем не менее, связи северного Азербайджана и южного Дагестана были регулярны… Кратчайшим… путем был путь через перевалы. Очевидно, в ХIII веке Гянджу и Цахур соединяла действующая дорога, чем и объясняется сообщение Захария ал-Казвини о том, что Цахур расположен в шести переходах от Гянджи.Имелись также пути местного значения, и они использовались более или менее регулярно.Жители селения Шиназ называют основные пути, по которым рутульцы попадают в северный Азербайджан:…1) Шиназ – Амсар – Лучек – Кина-Гельмец-Курдул-Билякадинский перевал – азербайджанское селение Сарбаш-Кахи. Большинство жителей идет на отход по этому пути.2) Дорога, идущая через Цахур: Шиназ – Амсар – Лучек – Микик — Цахур – Мишлеш – Кальял – Диндинский перевал – Мухах — Закаталы. Она имела исключительно важное значение в жизни цахуров, т.к. по ней поступал хлеб из Закатал, и из письменных источников видно, что она функционировала издавна и имела караван-сарай. В 1900 году поверенные Цахурского сельского общества писали: «На водораздельном перевале из Закатальского округа в Самурский в середине почти непрерывных балок, ущелий, оврагов и пропастей есть безопасное место стоянки для проходящих путников под названием «Балдурган дега». Этот караван – сарай… построен одним цахурцем 270 лет тому назад, как гласит надпись… До самого последнего времени этим единственным безопасным пунктом между небом и землей в горах свободно с удобством появились единственно тут проходившие путники-цахурцы». Цахуры придавали этой дороге особо важное значение, и когда сарыбашский старшина (к этому времени Сарыбаш – этот основанный цахурцами аул в результате ассимиляции стал азербайджанским – С.Х.) захватил участок с караван-сараем, они отмечали в своей жалобе, что «без свободного пользования проходным пунктом «Балдурган» нам в селении Цахур невозможно будет далее жить».Горный магал, хотя и занимал, казалось бы, самую отдаленную и глухую окраину Южного Дагестана, имел важное стратегическое значение. Он находился на стыке Дагестана, Грузии и Азербайджана. Поэтому боровшиеся за влияние на Кавказе шахская Персия и султанская Турция стремились захватить эту территорию и привлекали на свою сторону цахурских правителей, жаловали им фирманы на право владения и взимания податей с подведомственных им земель.Один из таких фирманов (грамота шаха Тахмаса I от 1562 г.) дает первые сведения о Цахурии. Уже тогда в состав владений цахуров входил ряд селений Кахской провинции.«Иран оказывал на Цахур особенное влияние, — пишет М. М. Ихилов, — Иранские властители контролировали эту область и держали в зависимости от себя их правителей. Иранские шахи, одаривая фирманами и жалованиями, стремились использовать цахурскую знать в борьбе с соседней Грузией. Цахурские владетели часто попадали и под влияние Турции. Фирманы на имя цахурских феодалов поступали и от султана. Так, например, в 1607 г., Али Султан Цахурский получил от турецкого султана фирман на право владения пятью деревнями, находившимся на территории соседнего Азербайджана». В 1830 году, когда цахурские общества присоединились к России, российские власти признали территориальную независимость Елисуйского султанства и власть султана.Именно с этого времени и до 1845 года власть султана была наиболее влиятельной. И все же она и тогда не была абсолютной. Цахурские общества сохраняли многие элементы самостоятельности. В 1844 году последний елисуйский султан Даниель-бек перешел на сторону Шамиля. Это послужило поводом к упразднению Елисуйского султанства, а также переселению жителей Горного магала в Азербайджан (как уже отмечалось выше, многие цахуры вернулись через восемь лет в свои аулы). По новому административному делению дагестанские цахуры, рутулы и часть лезгин были включены в Самурский округ.Однако у цахуров еще и в начале ХХ века сохранились традиционные патриархальные отношения. Так, жители Горного магала продолжали делиться на общества. К этому времени старая структура аулов, где кварталы были заселены тухумами (родственные группы) уже потеряла свое абсолютное значение. Хотя вплоть до начала ХХ века у цахуров, как сообщает М.М. Ихилов, «еще бытовали местами большие семьи, насчитывавшие 30-40 и более членов.Однако основной хозяйственной единицей была малая семья, включавшая отца, мать и детей, а также престарелых родителей».Выше уже отмечалось, что основным занятием у цахуров было животноводство. Недостаток пахотных земель не обеспечивал местным хлебом аулы Горного магала. Зерно покупали в Кюринском округе (лезгины) и в Азербайджане, продавая продукты животноводства.В то же время жители практически всех высокогорных районов Дагестана занимались и земледелием. «Ценою громадного труда они отвоевали у гор маленькие клочки пахотной земли, настойчиво и бережно охраняли их от размывов, систематически подновляя террасы и удобряя землю. Небольшие террасные участки пахотной земли, огороженные каменным забором, были обычно разбросаны за сенокосными угодьями вокруг селений. У высокогорных народностей террасовое земледелие получило наибольшее распространение…Представители лезгинской группы, в частности рутулы и цахуры, как и соседние аварцы, используют два вида террас: естественные, возникшие в результате эрозии почв, и искусственные — с наносной почвой и специально воздвигнутыми подпорными каменными стенками».Искусственные террасы – это своеобразные инженерно-строительные сооружения, которые можно сравнить с горными дорогами и тропами.Возводились подпорные стенки и ограждения, строились каналы для орошения.Вот как описывают процесс «строительства» искусственных террас З.А. Никольская и Е.М. Шиллинг: «Покатая поверхность склона горы разбивается в виде горизонтальных площадок, придающих склону ступенчатую форму. Эти площадки укрепляются вертикальными стенками, сложенными обычно из речного камня. Стенки возводит чаще на сухой кладке, иногда применяется раствор местной почвы.
Высота стенки колеблется от 50 см до 2 м в зависимости от рельефа местности. Размеры террас составляют в среднем от 0,05 до 0,2 га. Реже площадь террасированных участков достигает 1,5 га.Террасирование горных склонов позволяет увеличивать обрабатываемую площадь, наиболее эффективно применять орошение, предохраняет обрабатываемые участки от оползней, увеличивает глубину культурного слоя почвы, создает для растений более удобные условия роста».Террасное земледелие требовало и создания системы искусственного орошения. Вода на поля подводилась по каналам и желобам из рек, иногда за многие километры.Богатство фауны высокогорных районов издавна сделало охоту одним из подсобных хозяйственных занятий и любимым развлечением мужчин. Главной добычей охотников были дикие козы (туры), мясо которых шло в пищу, а шкура на одежду. Охотились также не медведя, волка и др.Хозяйственная и торговая связь Горного магала с зимними пастбищами и торговыми центрами Азербайджана не препятствовала постоянным контактам и с другими народами Южного Дагестана. Особенно привлекательны для цахуров были еженедельные базары на рынках крупных лезгинских аулов Касумента и Ахтов, где можно было продать скот и мясомолочные продукты и приобрести хлеб, ковры, паласы, гончарные и металлические изделия.И все же экономически Горный Магал был больше связан с Азербайджаном. «Урожай, который цахуры Горного магала снимали с пашен, расположенных поблизости от своих аулов, — пишет М. Агларов, — хватало от 2 до 4-х месяцев в году, и поэтому почти целый год они жили на привозном из Закатал зерне. Скот также мог находиться в горах лишь летние 2-3 месяца: а остальные время они вынуждены были держать скот в Закатальской зоне».Многие жители аулов Горного магала в зависимости от сезона года вынуждены были вместе со скотом кочевать дважды в году через Главный Кавказский хребет. Это сначала потребовало создания временных жилищ для чабанов на зимних пастбищах, а затем в Закатальском округе стали возникать своеобразные филиалы аулов Горного магала, где жили уже не только чабаны, но и те, кто занимался выращиванием зерна.Двусторонние хозяйственные взаимоотношения цахуров, живущих по обе стороны Главного Кавказского хребта, имели несколько форм. Во-первых, были такие имущественно неразделенные большие семьи, члены которых проживали в обеих зонах, что позволяло им обеспечивать полный цикл хозяйственного года. Во-вторых, если семья имущественно разделена (женатые братья), но ее члены сохраняют взаимные обязательства, то они, живя по разным сторонам хребта, помогают друг другу в процессе кочевок скота и в распределении урожая зерна.Культура любого народа тесно связана с его языком и письменностью.Проблема письменности на цахурском языке давно волнует языковедов и историков. Кавказская Албания (первые века первого тысячелетия н.э.), государственной религией которой было христианство, включала и Южный Дагестан. Сохранились албанские (агванские) надписи, над расшифровкой которых уже многие годы бьются специалисты. Привлекают внимание и языки лезгинской группы народов. Одни считают, что албанский язык – это предок лезгинского языка, другие, что албанская письменность была создана на основе удинского языка, а один из дагестанских языковедов (Г.Х.Ибрагимов) считает, что албанская письменность была на языке цахуров, хотя большинство языковедов с ним несогласно.Позднее, в средние века, когда Цахур был одним из центров мусульманской религии в Южном Дагестане, здесь использовали арабский алфавит для текстов на цахурском языке, в частности для перевода на цахурский язык арабо-мусульманских книг (об этом сообщает автор ХIII в. З. Казвини).В начале 1930-х годов А.Н. Генко разработал цахурский алфавит на латинской основе.С 1934 по 1938 гг. было введено обучение в начальной школе на цахурском языке. Но эта попытка внедрения письменности в практику тогда не увенчалась успехом. В последние годы ведется работа по внедрению в практику письменности на цахурском языке. Таким образом, и цахуры, самые малочисленные из «титульных» дагестанских народов, становятся письменным народом, испробовав за многовековую историю несколько алфавитов для своего языка.Все это вселяет надежду, что этот малочисленный народ, имеющий богатую многовековую историю, не исчезнет с карты Российской Федерации. Сложнее обстоит дело с цахурами, проживающими в Азербайджане, где уже долгие годы идут процессы ассимиляции.Еще в 1932 году А.Н. Генко писал о процессе ассимиляции азербайджанских цахуров: живя в среде тюрок Азербайджана, будучи связаны с тюрками разнообразными связями (экономическими, политическими, культурными, религиозными), цахуры с давних пор, с момента утраты политической и национальной независимости, стали постепенно попадать под тюркское влияние и в известной части утратили родной язык Существовавшая в прежние времена национальная цахурская письменность оказалась забытой»