В понедельник, 29 апреля, на заседании Правительства Дагестана под руководством премьер-министра Артёма Здунова обсудили итоги исполнения республиканского бюджета за 2018 год.
Об этом сообщает сайт Правительства РД.
С основным отчетом выступил врио министра финансов республики Али Исламов. Он напомнил, что в соответствии с Бюджетным кодексом и Законом РД «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях» проект закона об утверждении годового отчета об исполнении республиканского бюджета должен быть представлен до 20 мая Главе республики для последующего внесения до 1 июня в Народное Собрание.
Исламов доложил, что за истекший год доходы республиканского бюджета составили чуть больше 110 млрд рублей, это 102,9% к плановым назначениям.
Было отмечено, что доходы бюджета исполнены к факту 2017 года с приростом на 11 млрд рублей (+11%). Всего трансферты из федерального бюджета поступили в объеме 80,9 млрд рублей (рост 8%). Вместе с тем, дотационность бюджета Дагестана в 2018 году составила 55,7%. Налоговые и неналоговые доходы увеличились на 20,7%, составив 29,1 млрд рублей.
Положительная динамика поступления доходов, по словам врио министра финансов республики, сложилась по всем налогам: по налогу на прибыль прирост 13,1% (+ 555 млн рублей), НДФЛ – 33,7% (+2 935 млн рублей), акцизам на алкоголь – 15% (+222,4 млн рублей), транспортному налогу – 28,4% (+173,9 млн рублей), неналоговым доходам на 53,3% (+352 млн. рублей). При этом в структуре налоговых доходов наибольший удельный вес занимает НДФЛ – 41,4% (в 2017 г – 41%), налог на прибыль – 17%, акцизы – 25,7%, налог на имущество организаций – 12,5%. Поступление неналоговых доходов в республиканский бюджет возросло на 53,3% к уровню исполнения 2017 года и составило 1 млрд рублей.
Докладчик также проинформировал, что финансирование из республиканского бюджета по министерствам и ведомствам, как и по муниципальным образованиям (исключение составляет город Дербент), было обеспечено на 100%.
«Бюджет республики сформирован в рамках государственных программ, доля которых в общем объеме кассовых расходов составила 92,6 млрд рублей. Достигнуто полное финансовое обеспечение и соблюдение условий софинансирования в рамках госпрограмм Российской Федерации и федеральных целевых программ, значительное участие в которых предусматривается за счет средств федерального бюджета», – сообщил далее Али Исламов, пояснив при этом, что на эти цели было выделено 10,3 млрд рублей.
Говорилось и о проделанной работе в части оптимизации бюджетных расходов. Так, при формировании главного финансового документа республики на 2018 год бюджетные расходы были сокращены на 628 млн рублей, в том числе органов государственной власти – на 23 млн рублей. Аналогичная работа проводилась и на муниципальном уровне.
Помимо этого, по результатам проделанной работы были оптимизированы расходы на 1,5 млрд рублей, в том числе 304 млн рублей – экономия по итогам закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, 1 млрд 211 млн рублей – за счет актуализации численности застрахованного неработающего населения, установки периодичности подтверждения права на получение льгот.
Али Исламов сообщил, что в 2018 году не было допущено образование несанкционированной кредиторской задолженности бюджета, а также «стояла задача максимально сократить задолженность на конец года.
Что касается государственного долга, по словам врио главы Минфина республики, он уменьшился к началу текущего года на 2,4 млрд рублей, составив 9,8 млрд рублей. На 17% уменьшилась также долговая нагрузка региона (с 1 января 2018 года по 1 января 2019 года).
Руководитель Счетной палаты Дагестана Билал Джахбаров со своей стороны добавил, что их надзорным органом проводится внешняя проверка исполнения бюджета за 2018 год, до 1 июня будет подготовлено заключение, которое представят руководству республики.
Артём Здунов поинтересовался, имеются ли вопросы у Минфина в части освоения средств на национальные проекты, все ли соглашения вовремя заключены. Последовал ответ, что в этом направлении проблем нет, средства вовремя поступают, надо только эффективно работать.
Премьер-министр далее напомнил, что республика перешла на новую форму по казначейскому сопровождению операций расходов республиканского бюджета. В этой связи, он поинтересовался у участников заседания, имеются ли трудности по переходу на новую систему. Было сказано, что в этом направлении нет проблем, «спокойно вошли в систему», работа проводится.
Содокладчиком по рассматриваемому вопросу выступил первый замминистра экономики и территориального развития Дагестана Гаджи Султанов. Он вкратце доложил о том, как реализовалась Республиканская инвестиционная программа за прошлый год.
Докладчик сообщил, что уточненный объем финансирования РИП за прошлый год составил 3,8 млрд рублей, из которых 1,6 млрд рублей – средства республиканского бюджета, остальные – федерального. Отмечалось, что программа реализовывалась в рамках четырех федеральных программ.
Всего в 2018 году был обеспечен ввод в эксплуатацию 14 объектов общего образования на 5 тысяч ученических мест; спортивного корпуса площадью 648 квадратных метров; 3 объектов водоснабжения; 58,2 км газовых сетей. Кроме того, по состоянию на 1 января 2019 года, завершено строительство одной школы (на 504 места) и одного детского садика (на 120 мест), 3 объектов спорта общей площадью 8,8 тысячи квадратных метров, по одному объекту культуры на 300 мест, объекта городской инженерной инфраструктуры г. Махачкалы и канализационной насосной станции г. Южно-Сухокумск. «Ввод этих объектов обеспечивается в 2019 году с учетом оформления разрешительной документации и прав собственности», – пояснил Гаджи Султанов.
Вице-спикер дагестанского парламента Камил Давдиев поинтересовался у докладчика, завершена ли работа созданной при Минэкономразвития комиссии по изучению обеспеченности муниципалитетов социальными объектами. Последовал ответ, что данная работа завершена, и в настоящее время уточняется ситуация по инженерной и коммунальной инфраструктуре. В ближайшее время с ее результатами ознакомят депутатов.
Артём Здунов в продолжении этого вопроса спросил, есть ли в ведомстве четкое понимание того, когда и где объекты будут возводиться. «Запросы поступают ото всех: от глав муниципалитетов, от депутатов и так далее. Мы должны понимать, где мы будем строить первоочередные проекты, потому что бюджет ограничен», – пояснил премьер-министр.
Как отметил в этой связи первый зампред Правительства, курирующий финансовый блок, Гаджимагомед Гусейнов, одной из задач, которая поставлена сегодня перед Минэкономразвития республики, является принятие, помимо Стратегии-2035, конкретной государственной программы на ближайшие пять лет. «Соответственно в рамках этой работы у нас есть отдельный модуль развития человеческого капитала, в рамках которого мы должны на пять лет вперед определиться, где мы строим больницы, школы, детские сады», – пояснил Гусейнов.
Такой подход, по мнению Артёма Здунова, правильный, и его стоит придерживаться и дальше. «Министерство экономики занимается размещением не только объектов инфраструктуры, но и производственных сил, поэтому надо учитывать абсолютно все: и объекты, и возможности туризма, и миграционные процессы. Нам хотелось бы слышать такую четкую и понятную позицию, а не так, чтобы отдельным решением отдельных людей что-то строилось. Такого подхода уже нет! Поэтому нам важно расписать стратегию, переходящую в программу», – заключил глава регионального кабмина.