По следам восходящей звезды

Таким образом, становится понятно, почему Валех Гамзат отдаёт столь щедрую дань благодарности Российской Федерации, называет её надёжным другом и попутчиком своего народа в делах мирских и отчасти – духовных. Кроме того, в процитированной строфе чувствуется стремление поэта понять культуры всех народов, населяющих пространства нашей необъятной и всеобщей Родины – России. Несомненно, такой интерес обусловлен стремлением пополнить собственный базис духовными и материальными опытами соседей. Ведь у каждого народа всегда есть чему поучиться. По этому поводу выдающийся российский академик Дмитрий Лихачёв говорил, что «познание культур других народов и культур прошлого обогащает культуру, поднимая её уровень, расширяя её базис, делая её ещё более многообразной и гибкой, увеличивая её общечеловеческую значимость».  С мнением Лихачёва трудно не согласиться.

 

Россия! – всех народов покровитель,

В тебе всё то, о чём мечтать дано.

Бесчисленных поэтов вдохновитель

И золотом обшитое руно.

 

Данная строфа является органическим продолжением предыдущей. Однако здесь уже чувствуется импульс постепенно возрастающего патриотизма и оттенки одического тона. Подводя предварительный итог вышесказанному, Валех Гамзат усиливает «глагол» позитивизма устойчивыми эпитетами. По его мнению, Россия – это та страна, под покровительством которой находится много народов самых разных культур и вероисповеданий, вольготно чувствующих себя в составе этой страны, будучи уверенными в своей неприкосновенности. И действительно, если подумать, то величие России заключается, в первую очередь, в сохранение вокруг себя малых народов без какого-либо влияния на их самобытность. И это несмотря на несчетное количество амбициозных упырей, которые пытаются провоцировать российское общество «ритуальными ликбезами» и сеять раздор среди народов пропагандой распоясанных ценностей «обнажённого эдема». Похоже, Шпенглер был прав, когда предсказывал закат Европы. Также Валех Гамзат воспевает великих творцов художественного слова, коих в России не счесть. Ни для кого не секрет, что поэты и писатели нашей многонациональной страны давно завоевали любовь и признательность у читателей всего мира, достаточно назвать имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Булгакова; а также представителей кавказского пера. Все они внесли огромный вклад в общероссийскую копилку художественной литературы и являются её неотъемлемой частью. Здесь на память приходят слова известного литературоведа и критика К. Зелинского: «Русская литература не только даёт, но и получает от других народов».

Неудивительно, что Валех Гамзат гордится своими братьями по перу, ведь в тяжёлые для нашей страны времена, когда происходили судьбоносные перемены, мастера художественного слова переживали духовный катарсис, высвобождавший мощную творческую энергию, традиционно находившую наиболее полное воплощение именно в поэзии.

Также Валеху Гамзату свойственно выуживать неожиданные эпитеты и сравнения. Примером тому может послужить применённый поэтом образ золотого руна, знакомый почти каждому со школьной скамьи по широко известному греческому мифу о Ясоне и Аргонавтах. Судя по мифу, золотое руно олицетворяло благоденствие, приносило счастье и обладало даром исцеления. Идеализируя Россию образом золотого руна, Валех Гамзат тем самым возводит её на пьедестал абсолютного совершенства. Для цахурского поэта Россия – это символ процветания, светоч надежды, кладовая целебных трав и настоев, обитель умиротворения. И не нужно ехать в далёкую Колхиду, преодолевать Симплегады,  чтобы обрести идеал золотом блещущего счастья – он здесь, живой, свободный, безмятежный, исполненный гармонизирующими акварелями многонациональной идентичности и человеческих достоинств, ощутимый всеми частями тела и души – это Россия! – краеугольный камень любви, добра и миропорядка. Прав был Иван Тургенев, сказавший, что Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может.

Своё многоплановое стихотворение «Поход длиною в столетия» Валех Гамзат завершает следующими строками:

Услышь Гамзата и его воззванье –

Цахуры тоже коренной народ.

Пусть наша самобытность и призванье

Пополнит колосками твой зарод!

 

Смысл данной строфы вполне очевиден: излив всё наболевшее, поэт обращается к России с просьбой не обделять вниманием его древний и миролюбивый народ, прислушаться к зову его сердца, поелику он и его самобытность тоже являются её неотъемлемой частью. Поэт искренне желает духовно и материально породнить цахуров со всеми народами многонациональной страны. С этой целью он символически преподносит духовные «дары» из сокровищницы своего народа Российской Федерации в знак глубокого уважения и благодарности.

Ежели копнуть глубже и пройтись по «обширным просторам» подтекста, то, помимо вышесказанного, можно увидеть приблизительно следующую картину: Валех Гамзат просит Россию о всесторонней помощи цахурскому народу; просит выслеживать и по всей строгости наказывать местных шаромыжников, из-за обжорства и тунеядства которых страдает мирное население; давать достойный отпор велеречивым «патриотам», которые способны орудовать только языком и клавиатурой; пропагандистам языческих пережитков, не оставляющим попытки возродить и «переобуть» ценности политеизма; блюстителям никчемного атеизма, токсичность которого зомбирует души малосведущих людей и трудноизлечима. Всё это и многое, аналогичное тому, по твёрдому убеждению Валеха Гамзата, является камнем преткновения на пути духовного и материального развития цахурского народа. И с этим трудно не согласиться.

Конечно, всё это не говорит о том, что Россия «безгрешна». Этим часто пользуются злопыхающие ренегаты и либероиды, которые, выполняя заказы своих курьеров, распыляют токсины вражды и протестов по всей нашей необъятной Родине всевозможными путями – чаще всего визуально. Да, в законах России имеются «прорехи» и этого никто не скрывает. Однако зададимся вопросом: у какой страны их нет? – Америки?.. Азербайджана?.. Франции?.. Великобритании?.. Нидерландов?.. Польши?.. Грузии?.. Литвы?..  Нет! Разумеется, нет! На всех странах, функционирующих на этой бренной земле, так или иначе, лежит клеймо «грехопадения». Вопрос не в том, кто более «греховен», а в умение трезво видеть и оценивать сложившуюся в стране ситуацию. В этом отношении, Россия, безусловно, на первом месте. И она не единожды это доказывала на деле. А те вульгарные недоросли, которые продали самих себя за тридцать сребренников и агитируют определённые уголки планеты, где якобы находится «обитель эдема», когда-нибудь поплатятся за свою антироссийскую истерию, встретят закат своего биполярного расстройства и вспомнят своё пустопорожнее пребывание на этой бренной земле. Я в этом нисколько не сомневаюсь!

Этот мир Всемилостивый Аллах создал для Веры, Надежды, Любви и Единства, а не катавасии «переобутых» шайтанистов и приспешников зол. В пресвященном Коране говорится: «Аллах простер землю пред вами ковром, чтобы вы свободно передвигались по ее просторам»(сура «Нух», аяты 19-20). Для глубоко мыслящего индивида вполне очевидно, что в этих аятах говорится не только об абсолютном Могуществе Аллаха над всем сущим, но и о том, что на созданной Им земле есть всё то, что необходимо для жизни рядового человека, в том числе удобства для перемещения по её бескрайним просторам. В более широком смысле – никто ни над кем не властен; все равны в правах; земля обширна и жизнепригодна – в самом широком смысле этого слова; каждому отведен свой уголок, будь это один человек или целый народ; акты сегрегаций, ущемлений недопустимы; какие-либо нетрадиционные отношения строго -настрого запрещены и должны быть пересечены самыми жёсткими действиями, как об этом говорится не только в Коране, но и в Торе и Библии. Всё нами перечисленное и многое-многое другое лаконично изложено в вышеприведенных аятах пресвященного Корана, и только малосведущий, умалишённый атеист, предатель своей веры или Родины будет отрицать эту великую истину.

Мы не зря в конце статьи погрузили читателя в политические и религиозные темы. Ежели мы вернёмся к уже рассмотренным стихотворениям Валеха Гамзата («Дождь в долине», «Саиду Кучхюрви», «Поход длиною в столетия») и более тщательно «покопаемся» в контекстах, то перед нами на художественном полотне выдающегося поэта раскроется все сказанное и рассмотренное выше – и даже более того. Мы лишь поверхностно прошлись по основным проблемам цахурского и, отчасти, лезгинского народов, которые Валех Гамзат запечатлел в своих высокохудожественных и глубоко народных произведениях. Главные работы по изучению творчества Валеха Гамзата ещё впереди. Будем надеяться, что научное сообщество, критики и ценители высокохудожественного слова не заставят себя долго ждать.  

***

Душа Валеха Гамзата преисполнена неиссякаемой любовью и привязанностью к своему древнему цахурскому народу, и это качество роднит его с такими великими дагестанскими поэтами, как Саид Кучхюрви, Омарла Батырай, Мирза Калукский, Ирчи Казак, Сулейман Стальский, Эффенди Капиев. Все эти и аналогичные им мастера художественного слова не представляли своего существования и деятельностя в отрыве от своего народа и гордились достижениями своих предков. Именно поэтому любовь и уважение к ним с каждым годом только растёт, а их имена и поныне украшают небеса над всеми широтами орлиного Дагестана.

Великий русский поэт Александр Пушкин говорил, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оный есть постыдное малодушие».  Это действительно так, и у Валеха Гамзата есть все шансы занять почётное место в пантеоне великих представителей дагестанского пера, поелику он – истинный представитель и глашатай цахурского народа, хранитель и пропагандист его древней самобытной культуры. Я искренне желаю ему здоровья, счастья любви и благополучия в семье, а также всех успехов и достижений на литературном поприще. Однако Всевышний Аллах, на которого мы молимся и уповаем, знает лучше, кто из Его рабов достоин пристального внимания и всенародной любви.