В июне этого года в своем выступлении перед молодыми учеными Президент Российской Федерации В. Путин сказал: «Для того, чтобы претендовать на какое-то лидерство – я уже не говорю про глобальное лидерство, но хоть в чем-то — безусловно, любая страна, любой народ, любой этнос должны обеспечить свой суверенитет». В июне этого года в своем выступлении перед молодыми учеными Президент Российской Федерации В. Путин сказал: «Для того, чтобы претендовать на какое-то лидерство – я уже не говорю про глобальное лидерство, но хоть в чем-то — безусловно, любая страна, любой народ, любой этнос должны обеспечить свой суверенитет».
Очень правильные слова, невозможно не согласится с этим. Это утверждение сегодня более чем актуально в отношении цахурского народа потому, что мы сегодня самый малочисленный в Республике Дагестан народ, наиболее подверженный всевозможным притеснениям и нуждающийся в юридическом провозглашении и фактическом обеспечении национального равноправия. В самый сложный период развития нашей государственности, после развала Советского Союза, развитию малочисленных народов в Дагестане отводилось достаточно серьезное внимание. Цахуры получили конституционный статус наравне с другими народами Дагестана, что обеспечивало гарантированное представительство в органах государственной власти Республики Дагестан, в том числе в законодательном (представительном) органе республики, и другие возможности, необходимые для полноценного своего развития.
Это позволило цахурам поднять свой образовательный уровень, подготовить квалифицированные национальные кадры, сохранить письменность, создать свое печатное издание и вести радио – и телевещание на родном языке, развивать язык, культуру и, самое главное, чувствовать себя равноправным среди народов Дагестана.
Существующая законодательная система вселяла уверенность и обеспечивала возможность малочисленным народам быть представленными на всех уровнях государственной и законодательной власти страны.
Конституция Республики Дагестан 1994 года содержала отдельную статью (часть 2, статья 72), которая гарантировала представительство малочисленных народов в законодательном (представительном) органе Республики Дагестан.
Федеральный закон от 30.04.1999 г. №82 — ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации» (статья 13) гарантировал представительство малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления посредством установления отдельных квот.
Однако в последующем законодательство изменило свой подход в отношении малочисленных народов.
Конституция Республики Дагестан 2003 года исключила из текста положения, предусматривающие гарантии представительства малочисленных народов Дагестана в законодательном (представительном) органе республики.
В 2005 году подобные изменения коснулись и Федерального закона №82 – 1999 года «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации», исключив из него соответствующую статью. Эти изменения имели негативные последствия, в результате возникла реальная угроза в обеспечении основополагающих принципов по соблюдению прав и интересов малочисленных народов.
Последствия подобных изменений не заставили себя долго ждать, и, в первую очередь, они коснулись цахуров как самого малочисленного и незащищенного народа Республики Дагестан.
Результаты выборов в Государственную Думу Российской Федерации и в Народное Собрание Республики Дагестан 2021 года явились тому подтверждением. Цахуры не представлены в законодательном (представительном) органе Республики Дагестан.
Отсутствие представителя в законодательном (представительном) органе Республики Дагестан нарушает принцип равноправия народов и лишает цахуров возможности принимать участие в управлении делами государства через своих представителей и в интересах своего народа.
Сложившаяся сегодня ситуация такова, что цахуры оказались отброшенными на обочину общественно-политической жизни республики. Мы единственный коренной, конституционно признанный народ, который не представлен ни в одном из органов власти Республики Дагестан, даже в общественных организациях нет наших представителей.
Безусловно, это приведет к негативным последствиям в судьбе народа, спаду социально-экономического и инфраструктурного развития региона, ухудшению и без того низкого уровня жизни селян, а возможно, и к утрате статуса цахуров как коренного, титульного народа Республики Дагестан.
Для сохранения мира и стабильности, поддержания гармоничных межнациональных отношений очень важным считаем соблюдение равноправия и национальных интересов всех коренных народов, населяющих Республику Дагестан, во всех сферах деятельности.
Нельзя считать нормальным и уровень социально-экономического и инфраструктурного развития сельских территорий цахурской долины и территорий компактного проживания лиц цахурской национальности в Бабаюртовском районе.
Отсутствие какой – либо инфраструктуры в регионе делает невозможным обеспечение достойного уровня жизни людей. Дорога, соединяющая населенные пункты с административным районом, не соответствует требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ №767 от 2009 года и Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257 — ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (ширина дорожного полотна, дорожное покрытие, ширина обочины).
Как известно, качественная автомобильная дорога является основой социально-экономического развития любого региона, любой территории.
Серьезную проблему для региона представляет и качество подаваемой электроэнергии по причине износа линии электропередач. Многие населенные пункты не обеспечены качественной питьевой водой, школы — старого типа и не отвечают современным требованиям, отсутствует качественное, отвечающее современным требованиям медицинское обслуживание населения, отсутствуют какие – либо условия для занятия молодежи спортом, отсутствует система розничной торговли, отсутствует налаженное транспортное сообщение населенных пунктов с административным центром и многое другое.
Следующим вопросом, требующего отдельного решения, является проблема разделенных народов, к числу которых относятся цахуры.
Все эти факторы привели к массовому переселению молодежи и трудоспособного населения в другие регионы страны, что приводит к опустение населенных пунктов. Особенно сильный отток населения наблюдается в последние годы.
Сегодня в стране созданы все условия, необходимые для создания комфортной среды в городах, регионах и сельских территориях. Существуют десятки национальных проектов, федеральных и региональных программ, правительственных программ по инфраструктурному кредитованию социальных проектов. Все эти меры направлены на социально — экономическое и инфраструктурное развитие регионов и способны изменить существующий уклад жизни, облик городов и населенных пунктов.
Главным и необходимым условием реализации указанных проектов является наличие инициативы и масштабного подхода муниципальных органов власти к решению вопросов местного значения и их поддержка на республиканском уровне.
Доводы о малочисленности народа, якобы являющиеся причиной всех бед, крайне ошибочны. Любой народ, независимо от его количественных показателей, имеет право на достойный уровень жизнь.
В мире существуют государства, численность населения которых не превышает численности цахуров, и при этом они успешно развиваются.
Сегодня цахуры не имеют возможности реализовать ни один серьезный вопрос, касающийся развития своего народа и региона.
У нас нет общественной организации, на платформе которой мы могли бы обсуждать общенациональные проблемы с целью выработки практических решений. Нет организации, способной от имени народа взаимодействовать с органами власти для решения судьбоносных вопросов. Связь между цахурским народом и властью утрачена.
Могут сказать – а как же ЦНКА! Не умаляя роли и значения цахурской национальной культурной автономии, хотелось бы дать некоторые разъяснения по данному вопросу.
Безусловно, цахурская национально-культурная автономия как общественная организация играет важную роль в деле сохранения и развития национальной идентичности народа по всем направлениям, прописанным в его уставных компетенциях. Его деятельность регламентируется Федеральным законом от 17.06.1996 года №74-ФЗ «О национально — культурной автономии».
Согласно закону, деятельность национально-культурных автономий направлена на сохранение национальной самобытности, развитие национального языка, образования, письменности, национальной культуры, традиций, сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, на социальную и культурную адаптацию лиц цахурской национальности в местах их компактного проживания, и наконец, на взаимодействие с органами власти по вопросам культурного развития. Его полномочия ограничены в обозначенных законом рамках.
В уставные полномочия национально-культурных автономий не входит решение вопросов социально-экономического, общественно-политического и инфраструктурного развития.
Для решения указанных вопросов существуют другие общественные институты, которые нам необходимо развивать.
Одной из причин нынешнего состояния, в котором оказался цахурский народ, является отсутствие единства и сплоченности, пассивная гражданская позиция народа в целом. Мы не научились прислушиваться друг к другу, отбрасываем любые идеи, высказанные другими.
Сложившаяся сегодня ситуация требует принятия кардинальных практических мер, направленных на решение застарелых проблем в жизни народа и восстановление утраченных позиций в общественно – политической жизни.
Для этого необходимо громко и во всеуслышание заявить обществу и органам власти Республики Дагестан о себе как о народе, о своих проблемах и способах их решения.
Наиболее действенным и законным методом, способным обратить внимание властных структур на указанные проблемы, считаем проведение всеобщего собрания – Съезда цахурского народа — с широким освещением его работы в средствах массовой информации.
Съезд цахурского народа – это не самоцель, а средство достижения цели, а цель у нас одна – это сохранение и развитие цахуров как равноправного народа, повышение его благосостояние и защита своих национальных интересов.
Проведение съезда продиктовано необходимостью обратить внимание федеральных, региональных и местных органов власти на комплекс проблем, наличие которых мешает полноценному развитию цахурского народа и территорий их проживания.
Голос всего народа будет услышан обязательно.
Кроме того, проведение всеобщего собрания послужит мощным толчком, направленным на укрепление единства и сплоченности народа и положит начало развитию диалога при решении возникающих проблем. В истории развития народов подобных примеров немало.
Нам нужен диалог. Решение наших проблем — в наших руках, со стороны нам никто не поможет.