В процессе исламизации Южного Дагестана при халифе Абу Джа‘фаре ал-Мансуре (712–775) правитель г. Дербента Йазид ибн Асад по велению Халифа построил в районе г. Дербента ряд пограничных крепостей и поселил в них арабские гарнизоны с семьями, чтобы усилить обороноспособность города и для охраны своих северных границ от набегов хазар. Эти арабские крепости близ г. Дербента – Камак, ал-Мухаммадийа, Баб-вак – превратились в так называемые религиозные центры, которые в дальнейшем с распространением суфизма превратились в суфийские центры – рабаты, откуда идеи суфизма проникли в другие районы Дагестана. Российский учёный-востоковед Мирза Казем-бек (ум. 1870) отмечает, что суфийское учение вошло в Южный Дагестан с первыми миссионерами ислама: оно развилось там хоть медленно, но прочно и в значительной степени.
Знаменитый вазирь Мелик-шаха – Низам ал-Мулк (ум. 1092) основал медресе ан-Низамийа, в которой получили подготовку многие дербентские богословы, правоведы и суфии, в частности Абу-л-Хасан ал-Басри (ум. в кон. XI в.) и Маммус ал-Лакзи ад-Дарбанди (1040–1110). В ан-Низамийа преподавали известные учёные-шафииты ’Аби ’Исхака аш-Ширази, Абу Бакр аш-Шами, ал-Мустазхири и известный ученый и мистик Абу Хамид ал-Газали (1058–1111). Все это создало условия для бурного распространения суфизма в этих областях, что объясняется еще и тем, что сельджуки весьма благосклонно относились к идеям суфизма, так как ислам среди тюрок в степи распространялся именно суфиями. Поэтому власти поощряли создание суфийских обителей и щедро им помогали
Известным суфием эпохи сельджуков был дербентский учёный Абу-Бакр Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж ад-Дербенди (ум. в первой пол. XII в.). По мнению дагестанского учёного Али Каяева (1878–1943), ад-Дербенди получил образование в г. Багдаде и там же получил свои знания о мистицизме и муридизме. Российский востоковед А.К. Аликберов (род. 1964) пишет, что ад-Дербенди изучал исламские науки в г. Дербенте у известных учёных, таких как Абу-л-Касим ал-Варрак (ум. в конце XI в.), Абу-л-Хасан ал-Басри (ум. в кон. XI в.), Абу Мухаммад ал-Лакзи (ум. в кон. XI в.), которые приобщили его к суфизму.
Ад-Дербенди являлся также одним из учеников Абу ‘Абд Аллаха Маммуса ал-Лакзи (1040–1110) – знатока хадисов, историка династии Хашимидов, одного из влиятельных лезгинских шейхов, автора исторической хроники «Тарих Баб ал-Абваб ва Ширван» («История Дербента и Ширвана»). Ему ад-Дербенди обязан знакомством со многими багдадскими учеными, в частности с ал-Газали (ум. 1111), ибн Хадибой и другими. Ад-Дербенди написал объемистый труд по суфизму «Райхан ал-хакаик ва Бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), который является самым ранним в Дагестане зафиксированным сочинением по суфизму.
Вторая ветвь накшбандийского тариката проникла в Дагестан от Исма‘ила ал-Курдамири (ум. 1847/48) через Мухаммад-Салиха аш-Ширвани. Шейх Мухаммад Салих аш-Ширвани род. в 1821 г. Достоверных сведения о нем нет. Он передал иджазу Ибрахиму ал-Кудкашани (1822–1844 или 1871). В 1844 г. он переселился в г. Стамбул, где и скончался. Его преемником является ал-Хаджжи Йунус ал-Халиди ал-Лали (1804–1860), который передал иджазу Махмуд-эфенди ал-Алмали (1810–1877) из с. Алмало (ныне Северный Азербайджан). Махмуд-эфенди родился в 1810 г. Он возвел в ранг муршидов 12 человек. Махмуд-эфенди умер в 1877 г. в г. Астрахани, где находится его зиярат.
Среди тех, кому он передал иджазу, были Ахмад ат-Талали (1841–1903), Исма‘ил ас-Сивакли (ум. 1884/85), Джабра’ил ал-Цахури (ум. 1889/90), Мухаммад-Захир ал-Чистави (1804–1893), через которых еще одна линия накшбандийского тариката проникла в Дагестан. Исма‘ил ас-Сивакли во время Кавказской войны под предводительством Шамиля переселился со своими родственниками в Дагестан из Азербайджана. Здесь он встал под духовное наставничество Джамал ад-дина ал-Гумуки (1788/92–1866), от которого в дальнейшем принял иджазу. Исма‘ил ас-Сивакли(Сувагили) объединил в себе две разветвленные цепочки накшбандийского тариката в Дагестане. Одна из них от Исма‘ила ал-Курдамири через Хас-Мухаммада аш-Ширвани – Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838) – Джамал ад-дина Гумуки перешла к Исма‘илу ас-Сивакли. Далее, когда шайх Джамал ад-дин переселился в Турцию, Исма‘ил-эфенди вернулся в свое родное село в Азербайджане, после чего он стал воспитанником Махмуда-афанди из сел. Алмало, от которого также получил иджазу.
В дальнейшем Исма‘ил ас-Сивакли возвел в ранг муршида ал-Хаджжи Кусай-эфенди ас-Самури (ум. ок. 1896/97), который передал иджазу в 1893 г. Шу’айб-эфенди ал-Багини (1853–1912). После ухода из жизни Кусая-эфенди муршид Шуайб-эфенди принял духовное наставничество Ахмада ат-Талали. Ахмад ат-Талали в 1896 г. также дал Шу’айб-эфенди разрешение быть духовным наставником суфиев – муршидом. Мухаммад-Захир ал-Чистави – преемник Махмуда-эфенди из села Алмало возвел в ранг шайха накшбандийского тариката Сайф Аллах-кади Башларова (1853–1919).
Четвертый муршид Джабра’ил ал-Цахури был родом из селения Цахур, а жил в селе Лакити. Сначала он был мюридом шейха аль-Хаджи Ахмада-афанди из Алмали. Когда Махмуд-афанди возвратился из Сибири, то Джабраил-афанди со своими 300 мюридами стал под его духовное воспитание.и в дальнейшем был возведен им в ранг шейха. Джабра’ил ал-Цахури передал право наставления муридов ‘Абд ар-Рахман-хаджжи ал-Ассави (1834–1907) из сел. Асаб.
Джабраил-афандине думал о мирском. Махмуд-афанди очень любил его и всегда хвалил. Видя его совершенство, Махмуд-афанди дал ему разрешение на наставление людей.
Он был кротким, благонравным, приятным в общении человеком. Джабраил-афанди обращался с мюридами как со своими детьми.
Шуайб-афанди пишет о нём так: «Когда я работал имамом в Цахуре, на зиярат к могиле шейха приехали Джабраил-афанди, аль-Хаджи Хамзат-афанди, аль-Хаджи Кусай-афанди. Я от них не отлучался ни на шаг, пока они были в селении. Цахурский джамаат принял их с уважением и даже приглашал их кушать 5 раз в день.
Однажды Джабраил-афанди посадил меня напротив себя так близко, что колени наши соприкасались. Мне было стыдно перед ним. Он сказал мне: «О мой сын Шуайб-афанди, мне очень неудобно перед цахурским джамаатом из-за уважения, которое они оказывают мне. Я переселюсь в село Лакити». И со слезами обнял меня. Тогда я подумал, что больше не увижу его».
Он же сказал: «Шуайб, если позволит Всевышний, мы ещё увидимся», Я хотел стать под его наставление, но боялся, что больше не увижу его. Тем не менее, то, что не предписано Всевышним, то не случается. Так мы с ним больше и не увиделись».
У Джабраила-афанди было много караматов, и у него получил совершенство и право наставления мюридов Абдуррахман-хаджи из Асаба.
Умер Джабра’ил-эфенди 12 джумада ахира 1307/ 29 октября 1898 года. Известно также, что халифа Махмуда ал-Алмало – Джабра’ил ал-Цахури велел своим мюридам совершать рабита только по отношению к душе (руханийа) алмалинского шайха и запрещал им совершать ее по отношению к его преемникам. Пусть Всевышний одарит нас его баракатом.