Корш — один из древнейших сёл Цахурской долины. В верхней части села есть два святилища, к большому сожалению, старожилы села не помнят их историю. По предположению Шуайба-эфенди ал-Багини, муршидом и устазом шейха Байсыран Баба, зиярат которого находится на склоне хребта горы под селом Корш, был Султан шейх Амир. От моста реки Самур, что под селением Корш, и выше по склону имеются захоронения (могилы) шахидов. Раньше на склоне, ближе к речке, где сейчас проходит автомобильная дорога, был установлен опознавательный знак, где путники поминали усопших и похороненных здесь шахидов — делали дуа. Старожилы говорили, что в селении Корш 44 (сорок четыре) зиярата. Один из праведников, предположительно шейх Бакари-эфенди из села Мишлеш, когда приходил в гости в селение Корш, для принятия омовения ходил в ущелье, которое находится в сторону села Мишлеш. И этот праведник говорил, что не дозволено в селе совершать омовение приезжим, кроме местных жителей, так как здесь слишком много зияратов.
Воры решили ночью украсть ковры из мечети села Корш (воры были не из Цахурской долины) и с ворованными коврами дошли до святилища Байсыран Баба и, как вкопанные, не могли ни подняться и не спуститься с коврами. Утром жители села увидели горемык и сказали им, чтобы отнесли ковры назад в мечеть, и только после этого они смогли уехать. Когда полноводная река Самур или Дюльти-чай уносила людей, утопленников находили в заводи под зияратом в селении Корш и под зияратом в сторону Мишлеш. Пожалуй, одним из неизученных сел историками и арабистами в отношении святых мест является также село Корш.
Аттал — древнее цахурское село, расположенное на правой стороне реки Самур. Слово Аттал в переводе с тюркского языка означает: «ат» — лошадь, «далы» — сзади. Одноимённое село находится в 15 км от города Астрахани (совпадение? история умалчивает).
В селе имеется святилище «Чаран вард» — (красный цветок шиповника) — кусты шиповника, огороженные каменной оградой в виде многогранника, образуя круг. В стену с наружной стороны ограды по кругу вставлены каменные плиты с надписями. На северной окраине села находятся старые могилы, и на одной из них упоминается Аюб из потомков шейха Махмуда 1168 г.х. (1754-1755 гг.). Последним праведником из этого села, соблюдающим все каноны ислама, был дибир Азим дайи. Шейх Мухаммад Насух-эфенди иногда приезжал в село Аттал на летний отдых к нему. И когда умер дибир Азим дайи в селении Аттал, у шейха Мухаммада Насух-эфенди в Азербайджане был народ, и шейх собравшимся сообщил о смерти дибира и прочёл упокойную молитву. Это напоминание для тех, кто отошёл от чистого ислама и ударился в дебри, приближая свой конец к огню. И не по этой ли причине праведник из села Аттал шейх Махмуд-эфенди похоронен в Цахуре, а его сын Молла Джами в селении Дженых?! «Поистине Аллах не меняет то, что с народом, пока не изменят то, что с ними».
Мухах — древнее цахурское село, расположенное в верховье Самурской долины, на левой стороне реки Самур. О святилищах и зияратах в селении Мухах информация отсутствует. В селе имеется мечеть.
Кальял — ныне уже не существующее село. В священном Коране сказано, что «…каждому селению мы определили свой срок». По сведениям, аналогичная судьба постигла и Баш Кальял, но вроде народ возвращается, чего можно от души пожелать жителям Кальяла, тем более, автомобильная дорога доходит до бывшего села. По пути из селения Дженых в сторону села Кальял, напротив села Аттал, есть зиярат на гребне скалы, где была конно-пешеходная дорога. В настоящее время автомобильная дорога проложена ниже этого зиярата. История данного святилища неизвестно, а путники, проходя мимо этого места, всегда делали дуа.
Кусур — древнее аварское село, расположенное на левом берегу реки Самур в самом верховье Самурской долины. На северном окраине села имеется святилище, датированное 1181 г.х. (1767-1768 г.), и есть неизвестное святилище. В селе Кусур имеется святилище шейха Али Келебского, где он и захоронен 1101 г.х. (1689-1690 г.) — учёный-богослов, выходец из села Ругельда общества Келеб – ныне в составе Шамильского района Республики Дагестан, ученик Малла-Мухаммеда ал-Гулуди (село Гюллук (Дженых) Республика Азербайджан) и его сын Мухаммад 1127 г.х. (1715-1716 г.).
Шуайб-эфенди в своем труде «О победе над Надир-шахом» насчёт шейха Али Келебского пишет: «…Так был некий презренный шах Ирана во время Сурхай-хана первого, отправившийся с огромными войсками в долину Самура для захвата его, уничтожения и унижения его жителей, и делали те проклятые войска с женщинами и детьми то, что неприлично рассказывать. Авангард упомянутых войск прибыл к горе напротив селения Кусур, в котором находился храбрый алим Али-афанди. Также впоследствии шейх и алим Хадис ал-Мачади и все улемы Дагестана обращались вместе в мольбе к Аллаху, чтобы проклятый Надир-шах и его войска потерпели поражение. Хадис-афанди поднялся на высокую гору для молитвы в своей области со своими просвещёнными учениками, и были они на нём множество дней. Затем отправился проклятый Надир-шах, чтобы преступить пределы провинции Авар, и установил свой мерзкий и отвратительный шатёр на горе Турчи-даг и стал наблюдать за своим войском и войсками Дагестана, готовящимися к сражению. Дагестанские войска объединились там все, вплоть до прибывших с равнины. Авангард проклятого войска прибыл в местность между сёлами Мегаб и Обох на холм, возвышающийся там, который сейчас называется Талла. На том холме погибло его жестокое войско и, говорят, там под большим камнем находятся их оголённые кости. И в этот день спросил отважный алим Али ал-Килли население своей области Самур: «Что мы сделаем с теми войсками, если они начнут совершать то, что собираются осуществить? Они ответили ему: «Клянёмся Аллахом, мы не знаем, что сделать, и нет у нас мощи, чтобы биться с ними и победить их». И сказал им Али ал-Килли: «Я знаю, что мы сделаем». Они спросили: «Что?» Он ответил: «Я с несколькими старейшинами пойдём к ним и скажем: «Воистину мы находимся в вашей власти и воле, и мы хотим потчевать вас коллективным угощением, приготовим сейчас и пригласим ваших командиров, а затем остальных. Если придут командиры в наше село, убьём их до последнего, затем пойдём с имеющимся вооружённым войском для заключения перемирия и прекращения военных действий с ними. Если мы прибудем к ним в их беспечности, нападём на них единой силой и, пока они возьмутся за оружие, убьём половину их войска, а затем разобьём их с позволения Аллаха». И сказали они: «О наш брат храбрейший брат алим Али-афанди, это правильная точка зрения и разумная мысль». Затем они сделали то, что он сказал, и убили сперва их командиров, далее пошло на них оставшееся войско и бросилось на них, в едином порыве произнося: «Господи наш! Снизошли нам терпение, укрепи наши стопы и помоги нам против неверных. По воле Аллаха они обратили рать Джалута в бегство». Соединились все собравшиеся и развернулась битва в Обохе и Мегебе, как это было приблизительно сто лет назад до этого, ровно в то же время на горе, у подножья селения Кусур. Презренный был разбит с помощью Аллаха в обоих местах. Убивали их жестоко, срезая, как колосья, так что исчислялось количество убитых на одном из пахотных полей Обоха меркой сотни шиитов. Они удирали, потерпев поражение, а победоносные войска с острыми мечами и меткими стрелами преследовали их, уничтожив неисчислимое количество врагов. Шли они, преследуя их — убийц и грабителей, пока не прибыли в Дербент, где было их место пребывание в то время. Мерзавец бесполезно сожалел о своих действиях. В первое время на полях, где были битвы, не вырастало ничего из растений и трав. Ни один из людей не мог проходить там семь лет из-за трупного и гниющего запаха и, хвала Всевышнему: «Воистину Аллах над всем сущим властен». Так, последовательно, не по рассказу одних, дошли до нас предания, которые принесут пользу. После этого была большая враждебность шиитов в отношении страны Дагестан и его населения. И если бы не их боязнь, то не допускали бы ни одного дагестанца в Гянджу, Шемаху, Иран и другие места. Не забыли они это дело и происшествие до сих пор. Оставил их без помощи Всевышний Аллах с их безбожием и распутством, наказуемыми в любое время – сейчас и после. Нет мощи, кроме силы Аллаха Всемогущего, и произошло это в 1153 году».
В селении Кусур похоронен Хаджияв-дибир (дибир Гаджи), который погиб при походе Шамиля на крепость Ахты в 1848 году. Коротко о письме Даниял-султана мулле Шахбану: «…Хаджияв-дибир является также деятельным учёным в своём направлении наук. Имея твёрдое намерение, Хаджияв-дибир направился посетить Каабу. Он потому попросил меня, Данияла, оказать помощь – на путях, которые проходят по этой стране. В соответствии с просьбой этого Хаджияв-дибира и написал тебе данный текст. Я прошу тебя, мулла Шабан, как своего брата, чтобы помог бы ты Хаджияву-дибиру. Поступи здесь так, как он этого хочет. Сделай это, пожалуйста, ради меня, Данияла и ради Аллаха. Эта милость твоя – даст Аллах, не будет нами забыта. Без возмещения она не будет оставлена, по крайней мере с нашей стороны. Лучшая речь — короткая, не скучная, но доказательная. Рекомендую вам молитвы. Всё». Письмо хранилось в мечети селения Кусур. Шейх мулла Шабан в 1830 году был одним из руководителем восстания против царских властей.
Посланник Аллаха сказал: «Поистине Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая из мира знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного обладающего знанием, люди станут избирать для себя невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других». Муслим 85 (100).
Наши предки – досточтимые шейхи, духовные наставники, определяя понятия веры, говорили: «Это произнесение языком, подтверждение сердцем и выполнение телом того, во что веруешь». Уровень веры каждого конкретного человека лучше всего определять по делам его. Учение предназначено не только для информации, для повышения культурного уровня, но и ниспослано для того, чтобы соблюдать его и обеспечить человеку счастье в двух мирах.