Народы Дагестана богаты личностями обогатившими своими знаниями Исламский мир. Одним из таких ученых, который в тяжелые годы коммунистического безверия, распространяя Ислам, был уроженец цахурского селения Мухах Закатальского района Азербайджана шейх Насух Мухаммед Эфенди (1917-1996).
Прежде несколько слов необходимо сказать о малой родине шейха. Село было основано выходцами Дагестана — цахурского села Баш-Мухах Рутульского района. Мухахское вольное общество в свою очередь входило в конфедерацию Джаро-Белоканских вольных обществ, которое принимало активное участие в Кавказской войне.
Цахурское самоназвание села Дагъайбна-Мухах, и где на сегодняшний день цахуры в виду ассимиляционных процессов составляют меньшинство. Отметим, что Мухах – одно из крупных сел в Закатальском районе, население его составляет свыше 10 тыс. чел., которое расположись в Алазанской долине, на южных склонах Кавказских гор.
Насух Мухаммед Эфенди родился в 1917 году в семье мусульманского факиха Мухаммеда Эфенди. Религиозное образование Насух Эфенди получил от своего отца, который на том момент уже имел право на преподавание шариатских наук. К 20 годам Насух Эфенди закончил учебу по шариату, и для совершенствования своего духа вступает в суфийский тарикат накшбандийа. Его учителем на этом нелегком пути стал шейх накшбандийского тариката Джалисуллах Гаджиев.
Надо отметить, что накшбандийский тарикат в Азербайджане берет свое начало от шейха Исмаила Кюрдамирского. В свою очередь шейх Исмаил был учеником и приемником Халида аль-Багдади, который считается одним из величайших суфийских шейхов 18-19 века, духовное влияние, которого продолжается, и по сей день. Пройдя у него полный курс духовного просвещения, Насух Эфенди получил разрешение на проповедь, и наставничество (иджаза) на суфийском пути, чем с успехом и занимался до конца своей жизни. В ноябре 1996 г. на 80 году, шейх Мухаммед Насух Эфенди ушел из жизни, покинув этот мир. Похоронен шейх в родной деревне Мухах, и вопреки суфийской традиции, на его могиле, его последователями не был воздвигнут пир (мавзолей).
Отметим, что именно благодаря самоотверженной духовно-просветительской активности шейха Насух Эфенди в зоне Закаталы-Ках-Белаканы были сохранены традиционные устои ислама. Будучи последователем шафиитского мазхаба, устаз оставил после себя несколько книг — трехтомник тафсир Корана, книгу по фикху, и по суфизму. Являясь уроженцем Закатальского района, и проживший там всю жизнь, устаз Насух Эфенди был единственным и последним в советский период шейхом суфийского тариката накшбандийа в Азербайджане.
Источник: www.proza.ru