22 сентября в России началось формирование реестра социальных сетей.
Интернет-ресурсы, вошедшие в этот реестр, будут обязаны сами контролировать и нести ответственность за контент, размещенный пользователями на их площадках.
Кандидат политических наук, Член Российской ассоциации политических наук, доцент кафедры религиоведения Института социально-филисофских наук Казанского федерального университета Зоя Силаева поделилась своим мнение по данной теме:
«В настоящее время мы наблюдаем огромное влияние социальных сетей на жизнь людей, при этом многие из их пользователей до сих пор даже не осознают до конца масштабы этого явления. Хотя все прекрасно видят, что социальные сети сегодня по сути являются огромной базой данных с самой разнообразной информацией, которая может использоваться для достижения различных целей, большинство людей с настороженностью относится к мерам обеспечения информационной безопасности, боясь информационной блокады и информационного вакуума.
Правозащитники также опасаются, что это может стать схемой для борьбы со свободой слова в социальных сетях. Не преуменьшая возможности, которые дают социальные сети, стоит также помнить, что широкие возможности высоких технологий все чаще стали использоваться в том числе и для ведения так называемых информационных и сетевых войн, через воздействие на массовое сознание людей и искаженной информации.
В этой связи основной вопрос заключается в том, кто фактически контролирует основные социальные сети. Естественно, что государства не могут не реагировать на то, что происходит в социальных сетях, поэтому разрабатывают свои методы обеспечения информационной безопасности, в том числе и на законодательном уровне для того, чтобы быстро реагировать и блокировать негативный контент, который ежедневно пополняется.
От скорости реагирования напрямую зависит как безопасность отдельных групп граждан, так и безопасность самого государства. Но нужно ли для этого ужесточать законодательство, до сих пор вопрос открытый и дискуссионный.
Для его решения необходимо проанализировать опыт тех стран, где закон, обязывающий социальные сети удалять контент, содержащий в себе разжигание межнациональной розни и клевету, и любой контент, признанный незаконным в стране, уже реализован, проработать те несовершенства, которые есть, чтобы не повторять их ошибок.
Модель Германии, которая спровоцировала как домино введение ограничений онлайновых высказываний с помощью возложенных задач цензуры на социальные сети, наглядно продемонстрировала проблемные аспекты закона. Использование модели без учета конъюнктуры в той или иной стране неприемлемо, поскольку это требует учета многих нюансов контекста, культуры и права.
Социальные сети итак несут по отношению к пользователям обязательства в области защиты прав человека и должны ограждать их от неправомерных посягательств со стороны третьих лиц. Если они этого не делают, то тогда вопрос почему? Чьи интересы они представляют и кем они используются? Безусловно, бороться с деструктивным контентом надо, но надо использовать для этого те механизмы и инструменты, которые доказали свою эффективность, дорабатывать те модели, которые уже внедрялись, а не просто копировать их. При этом главное ещё и повышать уровень информационной гигиены самих пользователей социальных сетей».