Интервью с Сергеем Меликовым по итогам послания президента России Владимира Путина

О реализации в Дагестане поручений президента России, поддержке участников спецоперации, развитии экономики региона, строительстве новых социальных объектов и о многом другом рассказал глава региона Сергей Меликов в большом интервью директору ГТРК «Дагестан» Луизе Алихановой.

Л. Алиханова: Сергей Алимович, добрый день! Недавно Вы вернулись из Москвы, где принимали участие в оглашении Послания Президента страны Федеральному Собранию России. Наш президент твердо обозначил основные приоритеты и направления развития страны. Как и ожидалось, главной темой стала специальная военная операция и помощь участникам СВО, их семьям, другим военнослужащим. Президентом было внесено предложение создать специальный государственный фонд помощи семьям военнослужащих и ветеранам. В республике, как известно, аналогичный фонд, который носит название «Все вместе», был создан по Вашей инициативе почти год назад. Мы видим, что он довольно активно работает. Расскажите, пожалуйста, о том, какие еще предложения по поддержке участников СВО и их семей, озвученные президентом нашей страны, будут реализовываться в нашей республике?

С. Меликов: Прежде скажу несколько слов об атмосфере, которая царила на оглашении Послания: она была совершенно иной, чем в предыдущие годы. Как правило, участие в церемонии принимают члены обеих палат Федерального Собрания, члены правительства, Госсовета, главы субъектов. В этом году, попав в зал, понимаешь, что ты попал в атмосферу того времени, в котором сегодня живет наша страна. Среди приглашенных было большое количество военнослужащих, причем не только ветеранов Вооруженных сил, но и молодых ребят в звании рядовых, сержантов, прапорщиков и офицеров. И у всех полученные совсем недавно государственные награды. То есть это те военнослужащие, которые прибыли сегодня с передовой. Всё это говорит о едином стремлении защитить нашу страну, наше Отечество.

Для этих людей, конечно же, была очень важна именно первая часть обращения президента. Наверное, мало кто из гражданских в полной мере может оценить принятое президентом решение о предоставлении военнослужащим двухнедельного, без учета времени на дорогу, отпуска каждые полгода. Этого не было раньше в рамках закона. Владимир Владимирович настолько детально вник в проблемы военнослужащих, что даже эта, казалось бы, мелочь была оглашена с трибуны Верховным главнокомандующим.

На послании присутствовало и большое количество представителей волонтерского корпуса. Было много молодых ребят, представлявших Общероссийский народный фронт. Сегодня он действительно является, во-первых, фронтом, а во-вторых, народным. Народный фронт собрал более 5 миллиардов рублей на поддержку участников специальной военной операции, а также жителей, проживающих в новых субъектах Российской Федерации.

Представители новых регионов тоже присутствовали в зале. И это не только должностные лица, но и общественники. Вы помните, когда Владимир Владимирович высказал им слова благодарности и признательности за то, что они, несмотря на угрозы, в том числе террористического характера, приняли решение войти в состав России, весь зал встал. Уверен, что это было по воле души. Не нужна была команда и тогда, когда Владимир Владимирович предложил почтить память всех погибших.

Большая часть обращения была посвящена современной международной, внешнеполитической обстановке. Дана четкая оценка тому, что сегодня происходит. Буквально на днях мы были свидетелями мюнхенской конференции, где, кроме шельмования Российской Федерации, в общем-то больше ничего не услышали, за исключением позиции Китайской Народной Республики. И если сравнить два события: мюнхенский, чуть не сказал, сговор, эту мюнхенскую браваду и обращение нашего президента, то вспоминается басня Крылова про Слона и Моську. Дюжина мосек, которая тявкала несколько дней назад, по-моему, растворилась в той стратегии, которую представил нам Владимир Владимирович. Причем представил абсолютно без всяких угроз, бряцаний оружием или помахиваний ядерной дубинкой. Он просто сказал: ребята, вы делайте, как хотите, а мы будем делать так, чтобы Россия была сильной, потому что она имеет на это право. Мы будем делать так, как считаем нужным, не считаясь с различного рода мнениями и абсолютно необоснованными претензиями.

Тяжело? Конечно, тяжело. Выполнять поручения, которые мы услышали в Послании президента, будет не так просто. И эйфория или какое-то благодушие, наверное, было бы излишним, потому что мы должны понимать, что сегодня находимся в состоянии войны. Россия сегодня ведет войну с коллективным Западом. И особенно важно, что Владимир Владимирович уделил большое внимание тем, кто принимает участие в специальной военной операции.

Один из первых тезисов – поручение правительству создать государственный фонд по поддержке СВО. Мне было приятно это слышать, потому что тем самым Владимир Владимирович как бы одобрил инициативы, которые у нас в республике прозвучали, как вы правильно сказали, год назад, и сегодня продолжают реализовываться. Сейчас у нас выстроена трехуровневая система поддержки семей участников СВО и особенно тех, кто потерял своих близких. Первый – это государственный уровень Российской Федерации. Меры поддержки, которые военнослужащие получают в соответствии с решением Верховного главнокомандующего и Министра обороны Российской Федерации. Второй уровень – республиканский, который в том числе использует возможности фонда «Все вместе». Он создан в марте прошлого года, когда Дагестан стал получать информацию о первых потерях. В настоящее время фонд «Все вместе» подпитывается средствами резервного фонда правительства. Плюс еще – всемерная поддержка министерств и ведомств республики, всего правительства, лично Абдулмуслима Мухудиновича, который, посещая семьи участников СВО, погибших, узнает об имеющихся проблемах. Мы не всегда публично принимаем решения, не всегда их афишируем, потому что это очень тонкая история, и она точно не публична.

Ну и третий уровень – это муниципалитеты. Я благодарил не раз и еще раз скажу спасибо главам муниципальных образований за всемерную поддержку семей военнослужащих.

Но мы на этом не останавливаемся. В настоящее время прорабатываются предложения по созданию штатной структуры в правительстве, скорее всего, комитета по делам ветеранов. Это будет отдельный государственный орган, который будет аккумулировать все проблемы военнослужащих и решать их. Это то, о чем сказал Владимир Владимирович: мы должны дойти до каждой семьи и знать каждую проблему. В этом комитете будет все, начиная с учета участников, раненых военнослужащих, семей, потерявших своих близких, заканчивая мерами поддержки, которые они получают, или проблемами, которые мы должны будем решить. Считаю, что поручение, данное Президентом, в Дагестане уже практически выполнено. Это говорит о том, что мы идем по правильному пути.

В республике реализуются и другие меры поддержки, о которых говорил Владимир Владимирович. Я хочу от души поблагодарить всех дагестанцев за оказываемую помощь. Она идет не только от государственных организаций, но и от предприятий, лично от граждан. Я вспоминаю теплые носки, которые вязали наши бабушки и отправляли на фронт, теплые письма детей, акцию по изготовлению свечей для обогрева и освещения тех пунктов временной дислокации, где нет электричества. И эти свечи, они ведь не просто дают тепло как физическое свойство, они ещё и хранят тепло людей, которые их изготавливали. Мы отправили более 5000 тонн гуманитарной помощи участникам СВО и в новые субъекты. При этом не забыли и про такие страны, как Сирия. Все это – тепло и доброта наших людей.

Для Дагестана это свойственно, особенно в тот период, когда дагестанцы сами живут не очень хорошо и, может быть, сами во многом нуждаются в поддержке. Но, тем не менее, они отдают, чтобы поддержать и наших земляков, и тех людей, которые сегодня находятся в более сложной ситуации. За это им огромное спасибо. Об этом и Владимир Владимирович говорил в адрес нашей большой страны. Но мы, наверное, полное право имеем быть одними из первых, кто эту благодарность получает от Верховного главнокомандующего.

Л. Алиханова: Владимир Владимирович много внимания уделил развитию экономики в период санкций. Вы, в свою очередь, тоже много внимания уделяете в Дагестане этому вопросу, развитию среднего и малого бизнеса. Как Вы думаете, что ожидать нашим предпринимателям?

С. Меликов: Понимаете, происходящее в республике несколько лет назад напоминало драку пауков в банке. Когда дагестанское предпринимательство вместо того, чтобы идти по пути передовых регионов, пыталось что-то делить, причем делили абсолютно неудачно, непрактично. И сегодня мы имеем то, что имеем.

Вчера Владимир Владимирович много говорил в том числе о крупном бизнесе, о больших предпринимателях. Мы этим можем гордиться: ни один наш предприниматель, ни один наш крупный бизнесмен из Дагестана за границу не уехал, они все остались у нас в стране. У нас нет таких прецедентов также и среди артистов, ученых, представителей других сфер деятельности. Это еще раз доказывает, что дагестанцы – это те патриоты России, которые действительно проявляют себя в сложные для страны годы.

Но, тем не менее, возвращаясь к бизнесу. У нас есть сенатор Керимов Сулейман Абусаидович. Помимо того, что его бизнес приносит России огромную пользу, потому что он на самом деле является востребованным и приносящим доход Российской Федерации, он в прошлом году за свой счёт организовал поездку в Хадж всем матерям погибших военнослужащих. Никто его об этом не просил, никто к нему по этому поводу не обращался. Заверяю вас как глава: это его личная инициатива. Также был проведен ряд мероприятий, которые действительно охарактеризовали его как мецената. Одно из последних – открытие центра реабилитации для особенных детей. Человек это делает абсолютно искренне, по призыву своего сердца.

Возвращаясь к нашим проблемам. У нас, к сожалению, за последние годы никакого понимания между бизнесменами не было. Каждый искал определенную поддержку в органах власти, правоохранительных органах. Но какую поддержку? Чтобы иметь крышу для вытеснения конкурентов. Но так ведь не должен бизнес развиваться. В Дагестане места хватит для всех: и тех, кто строит АЗС, и тех, кто работает в сфере торговли. Но у нас почему-то все хотят побыстрее добежать до какой-то финишной прямой, за эту черточку забежать и сказать: «Я здесь один и больше ко мне никто не подходите».

Буквально вчера мы получили информацию: в республике выявлены хищения газа на 150 миллионов рублей за счет того, что этот газ подавался в теплицы без должного учета. Но за этот газ же кто-то платил? И эта сумма расписывается на население, на малоимущих, на пожилых людей, на семьи участников СВО. Где совесть у этого предпринимателя?! И вот пока мы с этим бизнесом не наведем порядок, пока у нас не будет бизнес честным, открытым, уплачивающим налоги, предоставляющим качественные услуги населению, будут эти проблемы.

Конечно, Владимир Владимирович абсолютно правильно сказал, потому что в условиях внешнего давления, отсутствия импорта, ограниченного экспорта сегодня мы можем рассчитывать только на внутренние резервы, а внутренние резервы – это инвестиции.

Но мы должны понимать, что инвестиция – это вложение свободного капитала с целью привлечения прибыли. Инвесторам мы должны создать такие условия, чтобы вложения позволили им зарабатывать деньги, чтобы в дальнейшем часть этой суммы они снова могли вложить в республику. Так поэтапно будет развиваться отдельное направление. Стройка, сельское хозяйство, туризм или о другие сферы – мы должны создать инвестору условия.

Самым главным препятствием сегодня являются наши земельные отношения. Проехаться по Дагестану от Хасавюрта до Дербента – справа и слева огромные земельные массивы, на которых десятки лет ничего не выращивается. Но как только начинаешь решать вопрос, чтобы на этот земельный массив зашел инвестор и что-то начинал производить в интересах Дагестана, тут же сразу мы получаем абсолютно непонятные судебные решения десятилетней давности. Но земля же должна работать, дышать и приносить результат. Это еще одна проблема, которую вчера Владимир Владимирович обозначил, и нам ее нужно будет решать.

И, конечно, проблемы среднего и малого предпринимательства. Если человек хочет открыть некое предприятие, но не может получить лицензию из-за целой очереди проверяющих структур, его от этого нужно защищать. Дагестан сегодня не имеет того экспортного оборота, которые есть у других субъектов. Но, с другой стороны, Дагестан сегодня может жить без того импорта, без которого не могут обойтись другие субъекты, потому что у нас все есть. Поэтому для Дагестана вопрос предпринимательства, инвестиций и развития частного сектора экономики был важен вчера, важен сегодня и будет важен завтра. Мы будем эту работу продолжать.

 

Подробнее читайте на сайте Главы РД.