В октябре 2024 года был объявлен прием документов на соискание государственных премий Республики Дагестан в области науки, техники, литературы, публицистики, искусства и архитектуры. По имеющейся у редакции информации, несколько наших земляков подали документы на соискание госпремий РД в разных областях. Одним из них является молодой ученый, доцент кафедры программного обеспечения, вычислительной техники и автоматизированных систем Дагестанского государственного технического университета, кандидат технических наук Тагирбек Асланов. Он представил на соискание Государственной премии РД в области науки проект «Улучшение результатов обучения через интеллектуальную адаптацию учебного процесса».
Суть проекта заключается в создании новых инструментов, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Как отметил Тагирбек Асланов, сегодня, когда стремительно развиваются технологии и постоянно меняются образовательные стандарты, в процессе обучения важное значение приобретает адаптивный подход, учитывающий индивидуальные потребности и способности каждого учащегося. Именно этот подход лежит в основе разработанного им проекта, который представляет собой не только научное исследование, но имеет и прикладной характер, так как предлагает практические решения, внедрив которые в образовательные практики, можно добиться качественной трансформации системы образования в целом. В частности, некоторые решения уже внедрены и продолжают внедряться педагогами общеобразовательной онлайн-школы «Дом знаний», в которой обучение организовано иначе, чем в традиционной школе: ученики смотрят видеоуроки в удобное для себя время, зайдя в личный кабинет, а все возникшие за просмотром вопросы школьник отправляет с помощью специальной формы и разбирает их с учителем на индивидуальной консультации, либо с учителем в группе до 10 учеников посредством видео-сопровождения. А после урока ученики решают домашние задания, проходят тесты и онлайн-тренажеры, чтобы проверить степень усвоения информации, большая часть которой подается в форме презентаций, анимации и графиков.
Разработанные Тагирбеком Аслановым инновационные подходы позволяют не только оценивать результаты обучения, но и создавать более динамичную и персонализированную образовательную среду. Они учитывают познавательные и личностные особенности учащихся, то есть новая система способна адаптироваться к различным стилям обучения и потребностям каждого ученика. Благодаря такому индивидуальному подходу ученики не только усваивают материал, но и развивают свои сильные стороны, что, безусловно, улучшает общие результаты. Кроме того, в предлагаемых Тагирбеком Аслановым решениях ключевой акцент делается на восполнение пробелов в знаниях, выявление и устранение недостатков в понимании учебного материала. Все это позволяет ученикам получать дополнительную поддержку в тех областях, где они испытывают трудности, что напрямую влияет на их уверенность и мотивацию.
И, наконец, еще одним важным преимуществом системы является контроль за текущими знаниями учеников, благодаря чему образовательное учреждение получает возможность своевременно реагировать на изменения в успеваемости и адаптировать методики преподавания согласно новым данным.
Первое решение, разработанное Тагирбеком Аслановым – нейросеть, которая может предсказывать оценки школьников в следующем учебном году в зависимости от их особенностей всего с четырьмя процентами погрешности – с момента своего полноценного внедрения в школе получило широкое освещение в средствах массовой информации и было отмечено благодарностью Российской академии образования и вторым местом в голосовании на Всемирном фестивале молодежи в рамках Национальной премии «Россия – страна возможностей». Два других решения – опрос учеников при помощи виртуальной системы, в которую заранее загружены все учебные материалы, и она, исходя из ответов ученика, определяет степень усвоения материала школьником (используется при выполнении домашних заданий); решение, помогающее при помощи специальной программы выявить и устранить пробелы в знаниях учащегося, которые мешают осваивать новый материал – прошли опытную эксплуатацию в школе и были представлены совместно с первым решением на II Международном Каспийском цифровом форуме, организованном при поддержке Минцифры России и МИД РФ.
«Разработанные мною решения обеспечивают постоянный мониторинг и обратную связь, что помогает педагогам не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности обучающихся, но и способствуют созданию более динамичной и гибкой образовательной среды. Понимание уникальных потребностей и способностей каждого ученика позволяет делать процесс обучения более целенаправленным и эффективным. Учителя получают возможность лучше управлять учебным процессом, выявляя сильные и слабые стороны своих учеников, что, в свою очередь, помогает им разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты», – делится автор.
Кроме того, вовлечение родителей в образовательный процесс через разработанную Аслановым систему укрепляет связь между домом и школой. Родители могут активно участвовать в обучении своих детей, получая обратную связь об их прогрессе в учебе и вопросах, требующих дополнительного внимания. Этот подход не только способствует повышению уровня вовлеченности родителей, но и создает обстановку доверия и сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Тагирбек Асланов считает, что предложенные им решения обладают большим потенциалом для существенного улучшения качества образования. В настоящее время он занимается разработкой новых модулей для своей интеллектуальной системы, которые расширят ее возможности. Параллельно с этим, на основе исследования отзывов пользователей, он дорабатывает уже существующие решения.
«В конечном итоге мы хотим внедрить в школе систему «Виртуальный учитель» (так мы ее назвали), которая должна стать помощником как учителю, так и родителю. Помимо уже существующих решений по голосовому опросу учеников, выявлению пробелов в их знаниях, мешающих изучить текущую тему предмета, и учету личностных характеристик учащегося, не позволяющих повысить его успеваемость, в систему «Виртуальный учитель» мы планируем добавить решения по ответам на вопросы учеников, интеллектуального прокторинга, то есть использования систем искусственного интеллекта для мониторинга и контроля онлайн-экзаменов, оценок или среды дистанционного обучения, а также проверки письменных решений контрольных и домашних заданий.
Это позволит разгрузить как родителей, так и педагогов, переложив часть задач по проверке готовности ребенка к занятию на предлагаемое мною решение. Это становится особенно актуально в свете дефицита педагогических кадров и переполненности классов в школах, что в конечном счете приводит к тому, что количество времени, уделяемого на уроке одному ученику, с каждым годом неуклонно падает, а педагогу приходится жертвовать одним из трех – временем на объяснение новой темы, на ответы на вопросы учеников или на проведение контрольных мероприятий», – разъясняет Тагирбек Асланов.
Помимо представленного на Госпремию РД проекта, ученый ведет научно-исследовательскую работу в целях обеспечения безопасности личного состава вооруженных сил Российской Федерации во время ведения боевых действий. В частности, одно из его исследований было отмечено премией Министерства обороны Российской Федерации. Многие проекты ученого успешно реализованы, но не обо всех можно говорить открыто.
Желаем Тагирбеку Асланову достичь поставленных целей и стать обладателем Государственной премии Республики Дагестан
Источник: «Зори Табасарана»