Второго апреля в мире отмечается Международный день детской книги. Цахурская детская литература является неотъемлемой частью мировой литературы.
Цахурская детская литература второй половины XX века – начала ХХI века — большая и значимая область художественной деятельности, ставящая своей целью формирование духовной и нравственной сущности молодого поколения. Этому благородному делу служило и продолжает служить творчество многих писателей, отдающих детям весь свой талант и богатый жизненный опыт.Первые произведения для детей у цахуров создавались еще до революции. Просветительская тенденция развития цахурской литературы проявлялась обращением писателей (Цахий Гаджиали, Ибрагим из Хияха, Молла Абдулла и др.) прежде всего к молодому поколению с призывом учиться наукам, совершенствоваться нравственно, чтобы оно могло стать опорой в деле создания просвещенного, прогрессивного общества.В процессе своего формирования цахурская детская литература советского периода прошла сложный путь исканий новых идейно-художественных форм, явившихся результатом творческого осмысления жизни, национального эстетического опыта и идейно-эстетического потенциала общесоюзной детской литературы. Переход в 1928 году с арабской графики на новый алфавит, созданный на латинской основе, а затем в 1938 году — на русский, сопровождался изданием букваря, книг для чтения, хрестоматий — первых детских книг советского времени. Издание учебной литературы имело большое значение для становления детской литературы. В букварь, учебники, хрестоматии включались произведения детского фольклора, переводы, тексты самих авторов.Возникновение цахурской детской литературы было явлением новаторским. Вместе с тем в своем развитии она опиралась на богатейший опыт устного народного творчества, прежде всего детского фольклора, а также на демократические, просветительские и эстетические традиции дагестанской литературы, нашедшие отражение в произведениях, обращенных к молодому поколению. Немаловажную роль в ее становлении сыграли традиции русской классической и советской детской литературы, освоение которых происходило в рамках переводов на дагестанские языки лучших ее образцов — произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака и др.На этой ниве всходила цахурская детская литература, призванная воспитать нового человека на основе принципов социалистической морали. Интересный пласт детской литературы 30-40-х годов представляли литературные сказки в стихах Дабуз Джабара, Селима Джафарова и в прозе Кор Незира, которые вобрали не только достижения фольклора, но и опыт современной литературы. В сюжетах сказок С.Джафарова, придуманных самим поэтом, решались нравственные проблемы в сатирическом аспекте.Во время Великой Отечественной войны возросший духовный опыт молодого поколения послужил основой сближения «взрослой» и детской литератур. Ведущим родом литературы в эти годы была поэзия.Цахурская детская литература начала набирать силу со второй половины 20 века. В этот период значительно оживилась детская поэзия. Активизировалось творчество цахурских писателей Лезги Самеда, Ачлей Гаруна, Ашуга Сафара, Ахмеда Исаева. Их творчество свидетельствовало о поисках поэтами новых форм поэтического общения с детьми, о развитии и переосмыслении традиционных жанров и приемов. В этот период появляются писатели, пишущие в основном только для детей, и закрепляется термин «детский писатель». Детскими писателями стали называть, в частности, поэтов Йихъий Рашида и Хан-Алмаза. 1960-80-е годы характеризуются расцветом цахурской детской литературы, ее обогащением в тематическом, жанровом, художественном отношениях. Она стала занимать одно из ведущих мест в многоязычной советской детской литературе. Произведения для детей цахурских писателей выходят в местных и центральных издательствах и получают хорошие отзывы критики.В поэзии зазвучали знакомые современной широкой читательской аудитории имена С.Джафарова, Дабуз Шевкета, Ачлей Гаруна, Ашуг Сафара, творчество которых стало известно в Дагестане и Азербайджане. Многие их стихи, рассказы вошли в золотой фонд цахурской детской литературы. В 60-80-е годы детям посвящают свои произведения Азиз Умаханов, Гайбуллах Бабаев, Навруз Идрисов, Тоний Рамазан, Селим Баширов, Муса Фарух, Габиб Шамхал др.Каждый этап, связанный с социально-политическими тенденциями развития общества, имеет свои особенности и в литературном плане, в жанрово-тематических проявлениях. Так, в 50-60-е годы, когда детская проза в общем-то начинала свое интенсивное развитие, в ней преобладала тема природы родного края. Это уверенно заявившее о себе направление в детской литературе было новым для цахурской прозы. Произведения Ш. Дабузова, Хан-Алмаза, Ашуг Сафара, Калелий Махмуда открывали маленькому читателю красоту родной земли, удивительный мир природы, поэтическое восприятие которой сочеталось с ярко выраженным познавательным моментом. И что немаловажно — через отношение к природе выявлялись нравственные качества человекаВ конце 60-х — 70-е годы цахурская детская проза обратилась к проблемам «отцов и детей», духовного и нравственного формирования детей, улицы и ее влияния на их характеры, отношений в среде подростков, к болезненным педагогическим вопросам обучения и воспитания в школе — все это было связано с теми глобальными проблемами, которые требовали углубленного осмысления.Конечно же, негативные процессы, происходившие в жизни нашей страны в те годы, не могли не сказаться и на детской литературе. Если «взрослая» литература не могла честно и откровенно «вслух» говорить о многих драматических проблемах, то вдвойне было трудно сделать это детской и юношеской литературе, где долгое время признавался только конфликт «хорошего с отличным». Поэтому отражение жизни в прозе для детей носило несколько облегченный характер, особенно в конце 60-х — начале 70-х годов, но, тем не менее, уже ближе ко второй половине 70-х годов в детской прозе начинают отступать восторженный пафос, «казенный» оптимизм, некоторая идеализация героев, умиление ими. В 80-е годы развитие прозы для детей характеризуется спадом в количественном отношении и позитивными изменениями в качественном. Тенденции застоя в социальной, экономической, нравственной жизни общества не могли не сказаться на ней. Образовавшийся за десятилетия разрыв между жизнью, изображаемой на страницах литературы, и той реальностью, которая была на самом деле, оказался слишком большим. Осознание этого, видимо, и явилось причиной спада писательской активности, более, впрочем, характерного для перестроечного времени. Гласность высветила этот разрыв и обнаружила некоторое смятение писателей перед открывшейся возможностью «писать правду».Второе дыхание цахурская детская литература получила на рубеже второй половины ХХ – первой половине ХХI вв. Яркими представителями этой эпохи являются Валех Гамзаев, Улуцахий, Курбан Омаханов, Вагид Мирзоев, Абдурагим Дадашев, Ханпери Незирова, Гульнара Керимова. Oгромное фольклорное и литературное наследие является прямым доказательством того, что в старину вопросы воспитания высокой нравственности, духовности, человечности, художественного, эстетического вкуса подрастающего поколения находились в центре внимания родителей, представителей образования и всего общества.Поэтому основными факторами зарождения детской цахурской литературы надо считать осознание роли и значения ребёнка в обществе, необходимости защиты его прав и человеческого достоинства, великой ответственности за воспитание будущего поколения, придание воспитанию социально-политической и государственной значимости. Oсновными жанрами, которыми оперируют вышеперечисленные поэты, являются стихотворный рассказ и стихотворная беседа. Как и во всей дагестанской детской поэзии, в цахурской — стихотворный рассказ — наиболее распространенный жанр. Таким образом, цахурская детская литература, пройдя сложный путь развития от своего зарождения до расцвета, стала развитой эстетической системой, в которой представлены разнообразные жанры и виды.