Село Мишлеш (Джинджар) расположено в самом сердце гор северо-западного Азербайджана в Закатальском районе и имеет древнюю историю, как и цахурский народ. Поэтому в последние годы село стало излюбленным местом для многочисленных туристов и гостей, которым интересна не только красивая природа, но и история, быт и обычаи нашего села, многое из которого не сохранилось до наших дней.
К сожалению, не было должного внимания к изучению истории, этнографии не только нашего села, но и других цахурских сел и нашего народа в целом ни во времена царской России, ни в советский период.
Я с болью в сердце вспоминаю времена, когда ʺумныеʺ и ʺсмекалистыеʺ посредники ходили по селам, по домам и за мизерную плату у сельчан покупали старинные предметы. В то время серебряные пояса, браслеты, нагрудники, кинжалы, даже ордена, медали и другие раритеты были проданы гораздо дешевле своей истинной стоимости. Все это были не обычные вещи, в каждом из них была история великого народа.
Поэтому в своей книге «Мишлеш — край мой родной», которая готовится к печати, хочу рассказать читателям об истории, культуре, обычаях села и людях, которые внесли большой вклад в образование и становление Мишлеша (Джинджар), изучить и передать моральные ценности и традиции его жителей будущим поколениям, чтобы привить любовь к своему краю, своей Родине и народу.
Листая страницы истории села, я поставил такие вопросы: как, когда и кем построено село Мишлеш.
Одноименное село есть на другой стороне Кавказских гор, в Рутульском районе соседней Дагестанской Республики, и является самым крупным населенным пунктом в Цахурской долине. Отмечу, что село Мишлеш в Дагестане расположено на левом берегу реки Самур, на высоте 1800 метров над уровнем моря, и населено цахурами. Исторические источники утверждают, что в 1247 году село Мишлеш было в составе феодальной системы Амира Бадала, и он построил в селе мечеть. По статистическим данным 1902-го года, в селе был 151 дом, а сегодня население села Мишлеш Дагестана составляет более 2000 человек.
Из источников становится ясно, что село Мишлеш имело тесные связи с Азербайджаном, особенно с Закаталы и Кахи. Мишлешцы занимались скотоводством и использовали эти районы Азербайджана как зимние пастбища. Это привело к дальнейшему расширению взаимоотношений, росту хозяйственной и экономической активности. В результате 4 жителя дагестанского села Мишлеш Давудов Магомед (Кечеваммы), его двоюродный брат Джумаев Мамедали (Гасугамми), Мамедов Габибулла (Шиковамми), Алиев Гасан (Гасанамми) переехали в Закаталы. Они привезли в Закаталы и Махмудова Гаджидидея из Цахура, известного в Дагестане мастера-каменщика. И этот человек помог им построить жилища и обосноваться на новом месте.
Поселившиеся на новом месте, люди, собрав определенные средства и увеличив поголовье скота, выкупили у царя России землю, на которой находится нынешнее село, и поделили ее между собой. Получив здесь право на постоянное поселение, они очистили территорию от кустов и камней, построили дома, занялись скотоводством и земледелием. Эта территория называлась Тина Джар. Позже, так как в этом селе не было муллы, они пригласили Эмина бабу (баба – дедушка) из села Мишлеш, что в Цахурской долине. Именно в это время Фаталиев Ахмед, свояк Кеча Магомеда, и его брат Мамед также переехали в село. Эти указанные мной переселения произошли в начале прошлого века. Если быть точным, село было основано в 1901–1905 годах. Еще раз напомню, что место, где расположено село, в то время называлось “Тина Джар” (Малый Джар). Со временем оно стало известно как “Джинджар”.
После того как упомянутые мною семьи поселились в селе, жители избрали Хабибуллу своим сотником. Сотник назвал это село в честь дагестанского горного села Мишлеш, где они родились.
Если взглянуть н сегодняшнюю географию села Мишлеш, то оно расположено на севере от села Юхары Тала Закатальского района, на левом берегу реки Тала-чай, на высоте 850 метров над уровнем моря, в 6 км от города Закаталы.
Жители села Мишлеш говорят на цахурском языке. При этом все в этом селе хорошо знают государственный язык – азербайджанский. Цахуры исторически относят себя к одному из 26 племен Кавказской Албании. В 1923 году один из основателей “Общества изучения и применения” Азербайджана писатель и историк Вели Хулуфлу писал: “Хотя сахуры в настоящее время относятся к малоизвестным народам, однако они являются одним из древнейших коренных народов Кавказа. Тот факт, что в бывшем Закатальском районе в царские времена правил особый военный губернатор, была борьба сахуров против царской тирании, доказывает их роль в своей истории”.
Великий лидер Гейдар Алиев сказал: “Для каждого человека его национальность является предметом его гордости”. Чем больше народов объединит страна, тем она будет богаче. С этой точки зрения у села Мишлеш тоже есть свое место в истории.
Поскольку место, где расположено село Мишлеш археологами не изучено, поэтому не установлено, существовало ли здесь поселение в прошлом. Однако это не значит, что здесь не было поселения, потому что в селе находили осколки глиняной посуды.
На территории есть участок под названием “Чадылык”. В верхней и нижней части дороги, ведущей на эту территорию, находятся замки, история которых еще не изучена. Одна из этих башен была полностью снесена. Развалины стен другой башни остались высотой 4-5 метров. Есть также следы разрушенного замка на территории под названием “Тахталар”. По словам старейшин села, местность была заселена кочевниками (Кыргылами)и от крепости к реке вела пешеходная дорога. У кочевников, пришедших на плато летом, были помещения для скота. Глядя на руины этих помещений, можно определить размеры использованной древесины: длина — 6 метров, ширина — 1 метр, толщина — 20 сантиметров. Пожилые жители села также говорят, что это пастбище принадлежало Мирзе Курбану и его брату Хаджи Мохаммеду, а также Зейналабдину и Хаджи Али. А также кладбище здесь тоже принадлежало им.
Напомню, что еще одно кладбище неизвестной принадлежности находится у подножия села, за домом дяди Джита. Сегодняшнее сельское кладбище находится в 100 метрах от кладбища неизвестной принадлежности.
Первые дома села были с крышами из земляного наката, а позже были построены из речного камня, скрепленного природным алебастром, с деревянной крышей. Штукатурка была из желтого грунта.
В целом, после основании села здесь было зарегистрировано 15 тухумов: Кечеваммы, Гасукаммы, Гасанаммы, Щиковаммы, Фатахаммы, Джамаламмы, Хейдараммы, Кусеваммы, Сулейманаммы, Матчаваммы, Корасаммы. Куркаммы, Моллачеваммы, Сафараммы, Фаггареваммы.
По переписи 2012 года в селе Мишлеш было 32 дома и 134 жителя.
Когда село было построено, земли были поделены между первыми поселенцами и считались их частной собственностью. Эти земли передавались среди братьев из поколения в поколение. По мере роста населения и уменьшения количества собственников появлялись новые участки и земли за пределами села: «Даган Жига», «Чедилыг», «Горхлар», «Орта Тахта» («Йигнен Тахта»), «Зугалан Тахта», «Ахубу», «Эминан ахсу», «Габахан тахта», «Арыханалар», «Адаман аху» и другие. Некоторые из этих мест находились под лесными угодьями.
«Ахулар» относится к участку земли, полученному после вырубки леса. Кто бы ни расчистил лес, местность называли его именем. Первым транспортом была лошадь, затем запряженная быками телега или сани.
Примерно в 1938 году жители деревни, устроив субботники, с помощью кирки и лома построили подъездную дорогу для телег в противоположном направлении от основной части главной дороги, ведущей в село в данный момент.
Первая автомобильная дорога в село была построена в 1955-1956 гг. (со стороны Адаман аху).
После приезда в село первого секретаря Закатальского района Назира Ахмедова в 1968-1969 годах по старой конной дороге (извилистой) была построена новая дорога.
В 1968 году в село была проведена линия электропередачи.
Первые поселенцы, организуя субботники, построили мечеть у заповедника Гасана-киши. Позже, в советское время, здание использовали как начальную школу. Сегодня старое здание снова служит мечетью.
Продолжение следует