Мишлеш – край мой родной

Село Мишлеш (Джинджар) расположено в самом сердце гор северо-западного Азербайджана в Закатальском районе и имеет древнюю историю, как и цахурский народ. Поэтому в последние годы село стало излюбленным местом для многочисленных туристов и гостей, которым интересна  не только красивая природа, но и история, быт  и  обычаи нашего  села, многое из которого не сохранилось до наших дней.

К сожалению, не было должного внимания к изучению истории, этнографии не только нашего села, но и других цахурских сел и нашего народа в целом ни во времена царской России, ни в советский период.

Я с болью в сердце вспоминаю времена, когда ʺумныеʺ и  ʺсмекалистыеʺ посредники  ходили  по селам, по домам и за мизерную плату у сельчан  покупали старинные  предметы. В то время серебряные пояса, браслеты, нагрудники, кинжалы, даже ордена, медали и другие раритеты были  проданы  гораздо дешевле  своей  истинной  стоимости. Все это были не  обычные вещи, в каждом из них была история великого народа.

Поэтому в своей книге «Мишлеш — край мой родной», которая готовится к печати, хочу рассказать читателям об истории, культуре, обычаях села и людях, которые внесли большой вклад в образование и становление Мишлеша (Джинджар), изучить и передать моральные ценности и традиции его жителей будущим поколениям, чтобы привить любовь к своему краю, своей Родине и народу.

Листая  страницы  истории села, я поставил такие вопросы: как, когда и кем построено село Мишлеш.

Одноименное село  есть на другой  стороне Кавказских гор, в Рутульском  районе соседней  Дагестанской  Республики, и является самым крупным населенным пунктом в Цахурской долине. Отмечу, что село Мишлеш в Дагестане расположено на левом берегу реки  Самур, на высоте  1800 метров  над уровнем моря, и  населено цахурами. Исторические  источники  утверждают, что в 1247 году село Мишлеш  было в составе  феодальной  системы Амира Бадала, и он построил в селе мечеть. По статистическим данным 1902-го года,  в  селе был 151 дом, а сегодня население села  Мишлеш Дагестана составляет более 2000 человек.

Из  источников становится ясно,  что село Мишлеш имело тесные связи с Азербайджаном, особенно  с  Закаталы и Кахи. Мишлешцы занимались скотоводством и использовали эти районы Азербайджана как зимние пастбища. Это привело к дальнейшему расширению  взаимоотношений, росту хозяйственной  и экономической  активности. В результате 4 жителя  дагестанского  села Мишлеш Давудов  Магомед  (Кечеваммы), его двоюродный  брат  Джумаев Мамедали (Гасугамми), Мамедов Габибулла (Шиковамми), Алиев Гасан (Гасанамми) переехали  в Закаталы. Они привезли  в  Закаталы  и Махмудова  Гаджидидея  из  Цахура, известного  в  Дагестане  мастера-каменщика. И  этот  человек  помог  им  построить  жилища  и  обосноваться  на новом  месте.

Поселившиеся на новом  месте,  люди, собрав  определенные  средства  и  увеличив  поголовье  скота, выкупили у царя  России  землю, на  которой  находится  нынешнее  село,  и  поделили  ее  между собой. Получив здесь  право  на  постоянное  поселение, они  очистили  территорию от  кустов и камней, построили  дома, занялись  скотоводством и  земледелием. Эта территория называлась  Тина Джар. Позже,  так  как  в  этом селе  не было  муллы, они  пригласили  Эмина бабу (баба – дедушка)  из села  Мишлеш, что в Цахурской долине. Именно в это время  Фаталиев   Ахмед,  свояк   Кеча  Магомеда,  и  его  брат  Мамед также переехали  в  село. Эти  указанные  мной  переселения  произошли  в  начале  прошлого  века. Если  быть  точным,  село  было  основано  в  1901–1905 годах. Еще  раз  напомню, что место, где  расположено  село, в то  время  называлось “Тина  Джар”  (Малый  Джар). Со временем  оно  стало  известно как  “Джинджар”.    

 После того как упомянутые  мною  семьи поселились  в  селе, жители  избрали  Хабибуллу  своим  сотником. Сотник  назвал  это  село  в  честь  дагестанского горного  села  Мишлеш, где  они  родились.

Если взглянуть  н  сегодняшнюю  географию села  Мишлеш, то оно   расположено  на  севере от села  Юхары  Тала  Закатальского  района, на  левом  берегу  реки  Тала-чай, на  высоте  850  метров  над  уровнем  моря, в  6  км  от  города  Закаталы.

Жители  села  Мишлеш  говорят  на  цахурском  языке. При  этом  все  в  этом  селе  хорошо  знают  государственный  язык – азербайджанский. Цахуры  исторически  относят  себя  к одному из 26  племен  Кавказской  Албании. В  1923 году  один  из  основателей  “Общества  изучения  и  применения”  Азербайджана  писатель и историк  Вели  Хулуфлу  писал: “Хотя  сахуры  в  настоящее  время  относятся  к  малоизвестным  народам, однако они  являются  одним  из  древнейших  коренных  народов Кавказа. Тот  факт, что  в  бывшем  Закатальском   районе  в  царские  времена  правил  особый  военный  губернатор,  была борьба  сахуров  против  царской  тирании,  доказывает  их  роль  в  своей  истории”.

Великий лидер Гейдар  Алиев  сказал: “Для  каждого человека  его  национальность  является  предметом  его  гордости”. Чем  больше  народов  объединит  страна, тем  она  будет  богаче. С  этой  точки  зрения  у  села  Мишлеш  тоже  есть  свое  место  в  истории.

Поскольку место, где расположено  село  Мишлеш  археологами  не  изучено, поэтому  не  установлено, существовало  ли  здесь  поселение  в  прошлом. Однако это не  значит, что  здесь  не  было  поселения, потому что в  селе  находили  осколки  глиняной  посуды.

На территории  есть  участок  под  названием  “Чадылык”. В  верхней  и  нижней  части  дороги, ведущей  на  эту  территорию, находятся  замки, история  которых  еще  не  изучена. Одна  из  этих  башен  была  полностью  снесена. Развалины  стен  другой  башни  остались  высотой  4-5  метров. Есть  также  следы   разрушенного  замка  на  территории  под  названием  “Тахталар”. По  словам старейшин села, местность  была  заселена кочевниками (Кыргылами)и  от  крепости  к  реке  вела  пешеходная  дорога. У кочевников, пришедших на плато летом,  были помещения для скота. Глядя  на  руины  этих  помещений, можно определить размеры  использованной  древесины: длина — 6 метров, ширина — 1 метр, толщина — 20 сантиметров. Пожилые  жители  села  также  говорят, что это  пастбище принадлежало  Мирзе  Курбану и  его  брату  Хаджи  Мохаммеду, а также Зейналабдину и  Хаджи  Али. А также  кладбище здесь  тоже  принадлежало  им.

Напомню, что еще  одно  кладбище  неизвестной  принадлежности  находится  у  подножия  села, за  домом  дяди  Джита. Сегодняшнее  сельское  кладбище  находится  в  100  метрах от  кладбища  неизвестной  принадлежности.

Первые  дома  села  были  с  крышами  из  земляного  наката, а позже  были  построены  из  речного  камня, скрепленного природным алебастром, с  деревянной  крышей. Штукатурка  была  из  желтого  грунта.

В целом, после основании  села  здесь было зарегистрировано  15 тухумов: Кечеваммы,  Гасукаммы,  Гасанаммы,  Щиковаммы,  Фатахаммы, Джамаламмы, Хейдараммы,  Кусеваммы,  Сулейманаммы,  Матчаваммы, Корасаммы.  Куркаммы,  Моллачеваммы, Сафараммы,  Фаггареваммы.

 По  переписи 2012  года  в  селе  Мишлеш  было  32  дома  и 134  жителя.

Когда  село   было  построено, земли были поделены между первыми поселенцами и считались их частной собственностью. Эти земли передавались среди братьев из поколения в поколение. По мере роста населения и уменьшения количества собственников появлялись новые участки и земли за пределами села: «Даган Жига», «Чедилыг», «Горхлар», «Орта Тахта» («Йигнен Тахта»), «Зугалан Тахта», «Ахубу», «Эминан ахсу», «Габахан тахта», «Арыханалар»,  «Адаман  аху» и другие. Некоторые из этих мест находились под лесными угодьями.

«Ахулар» относится к участку земли, полученному после  вырубки леса. Кто бы ни расчистил лес, местность называли его именем. Первым транспортом была лошадь,  затем  запряженная быками  телега  или  сани.

Примерно в 1938 году жители деревни, устроив  субботники,  с  помощью  кирки  и  лома  построили подъездную дорогу  для  телег в противоположном направлении от основной части  главной дороги, ведущей в село  в  данный  момент.

Первая автомобильная  дорога  в  село  была построена в 1955-1956 гг. (со  стороны  Адаман  аху).

После приезда в село первого секретаря Закатальского района Назира Ахмедова в 1968-1969 годах по старой конной дороге (извилистой)  была построена новая дорога.

В 1968 году в село была проведена линия электропередачи.

Первые поселенцы, организуя  субботники, построили мечеть  у  заповедника  Гасана-киши. Позже, в советское время, здание использовали как начальную школу. Сегодня старое здание снова служит мечетью.

 

Продолжение следует