(Окончание. Начало в предыдущем номере).
О ширванском происхождении шейха пишет и Шу’айб ал-Багини, который одно время жил на территории Горного магала, работал имамом и мударисом в Цахуре и Дженыхе и, судя по всему, был неплохо осведомлен о местных духовных авторитетах. Ал-Багини наделяет Султана шейх Эмира пышными эпитетами «величайший шейх» и «благороднейший святой» (аш-шайх ал-а‘зам ва-л-вали ал-акрам) и сообщает его почетный духовный титул – «полюс, столп святых» (кутб ал-авлийа’). Далее ал-Багини пишет: «Говорят, что он из числа «столпов (полюсов)» (мин ал-актаб)». Известно, что термином «кутб» обычно обозначали представителей высшей суфийской иерархии. Вместе с тем даже шейх Шу’айб, который жил в цахурских селениях в конце XIX в., очень мало знал о мишлешском шейхе, и он честно признается в этом. По предположению Шу’айба ал-Багини, Султан шейх Эмир был муршидом и устазом многих суфийских шейхов Южного Дагестана и Северного Ширвана: шейха Махмуда аз-Захури, почитаемая гробница которого находится в селении Цахур, шейхов, захороненных в цахурском селении Аттал, шейха из цахурского селения Корш – звали шейха Байсыра баба и, к сожалению, найти какие-нибудь данные про коршинского шейха, кроме его имени, пока не удалось, шейха Пир Сулаймана аш-Шалбузи, чей знаменитый мавзолей расположен на «священной» горе Шалбуздаг, шейха Бабаратма (зиярат находится в сел. Бабаратма ныне Шекинского района Республики Азейбарджан), шейха Кафлан-баба ал-Джабали и других духовных авторитетов-суфиев.
Сведения ал-Багини о времени жизни Султана шейх Эмира ал-Мишлиши подтверждаются данными уникального арабоязычного рукописного документа из Южного Дагестана, где имеется силсила суфийских шейхов. В этой духовной генеалогии упоминаются известнейшие суфии Кавказа и мусульманского мира. Среди кавказских суфиев достаточно привести имена знаменитых ширванских шейхов тариката халватийа – саййида Йахйа ал-Бакуви, которого А.К. Бакиханов называл «главным духовным учителем» Ширвана XVв., и его преемника, шейха Йусуфа ал-Мускури, который умер в конце XV в.
Гробница Йусуфа ал-Мускури, известного также как «Йусуф Махдум» и «Мавлана Йусуф», расположена в сел. Шихляр ныне Хачмазского района Азербайджанской Республики. Силсила суфийских шейхов ведет к суфиям Ширвана и Дагестана. В ней упоминаются шейхи халватийа ‘Изз ад-дин, Садр ад-дин, который был наставником Йахйи ал-Бакуви, а также такие всемирно известные суфии, как ‘Абд ал-Кадир ал-Гилани, Абу-л-Касим Джунайд ал-Багдади, Сари ас-Сакати, Хабиб ал-Аджами, Ма’аруф ал-Кархи, Хасан ал-Басри и многие другие.
Особый интерес представляет тот факт, что среди имен суфийских шейхов в силсиле упомянут «шейх Эмир», которого отождествляем с Султаном шейх Эмиром ал-Мишлиши. Анализ силсилы показывает, что шейх Эмир был суфийским шейхом по линии шейхов халватийа Йахйи ал-Бакуви и Йусуфа ал-Мускури через преемника последнего – шейха Мухаммада Ракийа. Шейх Мухаммад передал наставничество в тарикате шейху Сафи ад-дину, а тот – некоему «Шах Кубату», который указан непосредственным устадом шейха Эмира. Интересно, что в числе учеников и преемников шейха Йахйи ал-Бакуви, которые распространяли учение халватийа, письменные источники называют Шахкубада Ширвани. Современный азербайджанский исследователь И. Тагиев называет Шахкубада Ширвани, т. е. главой бакинской ханака суфиев халватийа после смерти основателя этой суфийской обители – Йахйи ал-Бакуви. Подтверждением того, что «шейх Эмир» из силсилы рукописного документа и Султан шейх Эмир ал-Мишлиши – одно и то же лицо, является прямое указание в силсиле на то, что «шейх Эмир» был устадом (наставником) шейха Махмуда аз-Захури (из Цахура), о чем предполагал и шейх Шу’айб ал-Багини. Шейх Махмуд аз-Захури, которого ал-Багини величает почетным титулом «ал-вали ал-карим», был родом из высокогорного цахурского селения Аттал. В Аттале и селении Дженых Закарияевым З.Ш. обнаружены и переведены арабоязычные эпитафии потомков (возможно, внуков) шейха Махмуда, которые принадлежали потомственной духовной элите региона. К примеру, джиныхская эпитафия от 1181 (1767–68) гг. принадлежит «ученому-преподавателю (ал-‘алим ал-мударрис) Малла Джами, сыну ал-хаджи шейх Мухаммада из потомков (авлад) шейха Махмуда, полюса (кутб) из Аттала (ал-Аттали)». Арабское слово авлад имеет значение «потомки» и «дети». Об аттальском происхождении шейха Махмуда свидетельствует и устное предание, зафиксированное в Аттале. Становится очевидной духовная связь шейхов Южного Дагестана со знаменитыми суфиями средневекового Ширвана – Саййидом Йахйа ал-Бакуви и Йусуфом ал-Мускури. Судя по всему, тарикат халватийа проник из Ширвана в горы Южного Дагестана вместе с переселением сюда некоторых ширванских шейхов, что согласуется с мнением Шу‘айба ал-Багини. Сообщаемые южнодагестанской силсилой данные о шейхах Южного Дагестана и Ширвана во многом перекликаются с данными арабоязычной записи, которая опубликована Т.М. Айтберовым. Это духовная генеалогия шейха Йунуса ал-Ансалти, мавзолей которого почитается как зиярат в аварском селении Ансалта (Ботлихский район РД). Т.М. Айтберов делает обоснованный вывод о том, что ансалтинский шейх принадлежал к братству халватийа. Наибольший интерес представляет та часть духовной генеалогии шейха Йунуса ал-Ансалти, где силсила передана от Саййида Йахйи ал-Бакуви к «благородному Йусуфу Мюшкюрскому (ал-Мускури), от него – Мухаммад-Захиду ал-Барда’и от него – Шах-Кубаду Ширванскому, от него – Ших-Эмиру Агдашскому, от него – Шайх-Йунусу ад-Дагистани ал-Ансалти, от него Ших-Мухаммаду ад-Дагистани из Гидатля». Как мы видим, в силсиле упомянут Шахкубад Ширвани, преемником которого назван «Ших-Эмир Агдаши». Нет сомнений в том, что «Ших-Эмир Агдаши», «шейх Эмир» южнодагестанской силсилы, «шейх Султан шейх Эмир» и «шейх Эмир», погребенный в мавзолее Мишлеша, – одно и то же лицо. Нисба «Агдаши» указывает на происхождение мишлешского шейха из Агдаша (город и райцентр одноименного района Азербайджанской Республики). Следовательно, указания ал-Багини на ширванское происхождение шейха и соответствующее устное предание о нем в Мишлеше находят свое подтверждение. Данных о времени переселения шейха Эмира в дагестанское селение Мишлеш пока нет. Можно предположить, что переселение произошло примерно в середине XVI в.
Из данных арабоязычных письменных источников вытекает, что шейх Эмир ал-Агдаши ал-Мишлеши сделал своими преемниками в тарикате как Махмуда аз-Захури, так и Йунуса ал-Ансалти. Последний, в свою очередь, передал наставничество в тарикате халватийа шейх Мухаммаду, зиярат которого расположен в гидатлинском селении Мачада. А.Р. Шихсаидовым установлено, что шейх Мухаммад Мачадинский умер в 1634 г., о чем свидетельствует арабоязычная эпитафия на его могиле, где он именован эпитетом «кутб ал-актаб» («главный полюс»). Что касается линии Махмуда аз-Захури, то она прослеживается по данным рукописных и эпиграфических источников, выявленных в Южном Дагестане. В заключение следует отметить, что дальнейшие научные исследования рукописных и эпиграфических памятников в Дагестане и Азербайджанской Республике могут способствовать расширению наших знаний о Султане шейх Эмире ал-Мишлеши и выявлению новых данных о духовных связях суфиев Ширвана и Дагестана.
У Султан шейха Эмира ал-Мишлеши было много караматов, о нём рассказывает как жители селения Мишлеша, так и другие почитатели шейха.
В этом году Всевышний дал мне возможность побывать на зиярате Султана шейха Эмира в селении Мишлеш. Благодарен Малику (смотрителю мовзолея), который меня и брата Зиядина сопровождал при посещении зиярата. Побывали и на могиле шейха Абакара, которая находится чуть выше мовзолея Султан шейха Эмира.