Зияраты в сёлах Цахурской долины

Продолжение.

Муслах — относится к древнейшим сёлам Самурской долины, где есть куфические надписи ранних периодов, а также памятники исламской культуры. Рядом с мечетью имеется обрядовое святилище, которое раньше служило комнатой (хальват), где обучающиеся под началом шейха мюриды проводили медитацию. Второе такое помещение, рядом с домом дибира Ахмад-хаджи Бакаева, не сохранилось, растут лишь кустарники барбариса и служит местом исцеления от бесплодия. В селе имеется следующие святилища: 1) Зиярат халифа Давуда, внутри могила самого халифа и растёт одно дерево, а сверху ограды выставлены каменные плиты с надписями. 2) Зиярат халифа Омара, который был братом халифа Давуда, с двумя помещениями, там же внутри святилища, имеется каменная плита с рисунком (лабиринт) с надписью. В селении Муслах, по всей вероятности были учёные — богословы, но информация о них не сохранилась.  На кладбище похоронен шейх хаджи Усман-эфенди, прадед дибира Ахмад-хаджи, который упомянут в селении Согют «…написал на камне Усман-эфенди сын Исмаила-эфенди из Муслаха». Генеалогическая линия (тухум) дибира Ахмад-хаджи происходит от халифа Давуда, а Усман-эфенди приходится халифу Давуду правнуком, сыновья дибира Ахмад-хаджи, как их предки, продолжают духовную линию: и все они окончили исламские учебные заведения. Дибир Ахмад-хаджи рассказывает, что, со слов старожилов села и праведников, пик горы за рекой Гояна дера является зияратом.  Выше села есть местечко, называемое в народе «кац», там росло грушевое дерево, дерево не сохранилось, но это место считается святым местом.

Мишлеш — известно как одно из сёл раннего средневековья как вольное общество в хозяйственно-культурном отношении. Имеются разные толкования названия села. В селе много зафиксированных эпиграфических памятников, нанесённых на камне. Одно из самых известных и почитаемых в Южном Дагестана культовых комплексов суфизма находится в селении Мишлеш. Наряду с древней соборной мечетью и минаретом, главной достопримечательностью Мишлеша является мемориальный комплекс на западной окраине села, сооруженный на могиле суфийского шейха Султан шейх Амира (статья в газете «НУР» от 25 августа 2022 года про шейха Амира). На этой же территории находится святилище «Пир суфи Надир-баба», говорят, похоронен здесь Махмуд, сын Сарухана, и на западной окраине села находится могила шейха Гаджи-Кубалы (сын Гафиза).  При входе в мечеть с левой стороны надпись на надмогильной плите: «Каждый, кто на ней, исчезнет. Остаётся лишь лик твоего Господа со славой и достоинством. Обладательница этой могилы — покойная прощённая Ханзада, дочь бека Исмаила. 1263 г. 1846-1847». Ещё одно святилище находится на правом берегу реки Самур от селения Мишлеш по дороге в сторону селения Дженых. Сейчас там навесной мост через реку Самур. Путники всегда в этом месте делают дуа. В честь каких событий был возведён зиярат, установить не удалось.

Корш — одно из древнейших сёл Цахурской долины.  В верхней части села есть два святилища, к большому сожалению, старожилы села не помнят историю этих святилищ. По предположению Шуайба-эфенди ал-Багини, муршидом и устазом шейха Байсыран баба, зиярат которого находится на склоне хребта горы под селом Корш, был Султан шейх Амир. От моста реки Самур, что под селением Корш и выше по склону, имеются захоронения (могилы) шахидов.  Раньше на склоне, ближе к речке, где сейчас проходит автомобильная дорога, был установлен опознавательный знак, где путники поминали усопших и похороненных здесь шахидов — делали дуа. Старожилы говорили, что в селении Корш 44 (сорок четыре) зияратов. Один из праведников, предположительно шейх Бакари-эфенди из села Мишлеш, когда приходил в гости в селение Корш, для принятия омовения ходил в ущелье, которое находится в сторону села Мишлеш. И этот праведник говорил, что не дозволено в селе совершать омовение приезжим, кроме местных жителей, так как здесь слишком много зияратов.

    Воры решили ночью украсть ковры из мечети села Корш (воры были не из Цахурской долины) и с ворованными коврами дошли до святилища Байсыран баба и, как вкопанные, не могли ни подняться и ни спуститься с коврами. Утром жители села увидели горемык и сказали им, чтобы отнесли ковры назад в мечеть и только после этого они смогли уехать.

Когда полноводная река Самур или Дюльти-чай уносила людей, утопленников находили в заводи под зияратом в селении Корш и под зияратом в сторону Мишлеш. Пожалуй, одним из неизученных историками и арабистами в отношении святых мест сел является также село Корш.

 

Алим Султанов

Продолжение следует