Зияраты в сёлах Цахурской долины

Дженых – одно из древнейших сёл горного магала, расположенное у подножья горы Эйне-Эр в слиянии двух рек — Самура и Дюлти-чай. Исторически существовало два Джиныха: в горах и на южных скатах Большого Кавказа, у подножия горы на Алазанской долине. Джиныхское общество, куда входили оба Джиныха, а также отпочковавшиеся Гёзбарах, Аласкар, Джимджимах, пожалуй и Корш, было известно римским и греческим ученым-географам еще до н.э., интересные сведения о нем содержатся также в историографии Азербайджана, Грузии и Армении. Более древним, говорят, является Дженых Алазанской долины, ныне он официально известен как Гуллюг. Это название за селом закрепилось в ХХ в., до этого в официальных источниках и описании событий на Кавказе он обозначен как Джиных.  

На западной окраине села находится старое кладбище и зиярат почитаемого шейха Султан Ахмеда. Старожилы говорят, что Султан Ахмед и шейх Амир из Мишлеша были родными братьями, но письменные источники, подтверждающие факт родства, не обнаружены.  Про шейха Султан Ахмеда найти хоть какую-либо информацию, к большому сожалению, не удалось. Рядом с зияратом шейха Султан Ахмеда находится неизвестное святилище, где находится три могилы, но и об этом святилище отсутствует информация. На этом же кладбище, повыше, у тропинки, которая ведёт к  местам сенокоса и бывшим пахотным участкам, похоронен мулла Джами, и  на могильном  камене написано: «Обладатель этой могилы мулла Джами, учёный…, сын хаджи шейха Мухаммада из Аттала, да простит Аллах и нас, и их, и тех, кто посетил и (могилу) и почитал молитву…» 1181 г.х. (1767-1768 г.). Мулла Джами приходится сыном шейху Махмуду, похороненному в селении Цахур.

На восточной окраине села имеется святилище Дервиш-пир, в самом деле это зиярат шейха Пырсани. Слово «дервиш» с персидского означает «кружащийся», а точнее, последователя суфийской философии Мавланы. Они искали приближение к богу через медитативный танец, выражающий любовь к богу, позволяющий слиться с Ним воедино. Следующее почитаемое место — гора Эрне-Эр. Испокон веков взрослые и дети, как правило, весной поднимались на эту гору, молились, раздавали пожертвование и строили из камней маленькие пирамидки. Строительство пирамидок из камней на вершинах гор практикуется почти у всех народов земли и на всех континентах.  Как этот обычай появился у нас, загадка. На вершине от зиярата Эрне-Эр, образуя треугольник, есть ещё две вершины (зияраты): одна на вершине Вухуна дера (раньше по этому ущелью проходила конно-пешеходная дорога в село старый Сувагиль (Азербайджан)) и второй зиярат  — на вершине от селения Муслах, за речкой Гояна дера, на пике. Эти три вершины являются зияратами и почитаемыми нашими предками местами. От села Дженых на расстоянии примерно около двух километров на левом берегу реки Дюльти-чай находится следующий зиярат —  Леббейна зиярат, на большом гранитном камне которого отпечатана стопа ноги человека. Имеются разные версии насчёт отпечатка ноги, но документально подтверждённых данных найти не удалось. В летний период на этом зиярате дженыхский народ ежегодно устраивал праздник и раздавал пожертвования. Хочется пожелать всему цахурскому народу, чтобы тропа, ведущая к святым местам, не заросла травой. 

Дальше по реке Дюльти-чай есть святое ущелье, называемое Баба Леббейна дера. На самом верху этого ущелья имеются три могилы — одна детская и две взрослые. История этих захоронений неизвестна. Предки рассказывали, что у одного чабана было сто голов овец, а у бедняка всего одна овца. Чабан зарезал и съел овцу бедняка и бедняку сказал, мол, волк съел. Через определённое время прилетели коршуны и выкололи глаза всем ста овцам этого чабана, а других овец в отаре не тронули.  Этот рассказ напоминает описанный в книгах «Священная история согласно Корану» (автор Н. В. Ефремов и Т.К. Ибрагимов), «История пророков» (О. Н. Топбаш «История пророков»), где царь Давид (пророк Давуд) полюбил Вирсавию (Батсебу), жену Урии, одного из своих военноначальников. Ради заполучения её в супруги Давид задумал избавиться от её мужа. Он приказал поставить того прямо перед ковчегом во время битвы с язычниками, что сулило явную гибель.  Урия пал в сражении, а Вирсавия стала женой царя — сотой по счёту. Дабы открыть Давиду его грех, Бог послал к нему двух ангелов — Гавриила и Михаила, принявших человеческий облик. «Дошла ли до тебя весть о двух тяжущихся, кои не через дверь, а через стену Перелезли к Давиду в святилище, И появление их так напугало его» (38:21-22). Давуд не на шутку встревожился, ибо никого не ждал, все знали, что в этот день царь предаётся поклонению Богу и тяжбы не рассматривает.  К тому же двери были на замке, а на выходе охраняла стража, которой строго-настрого приказано было никого не пропускать. «Не бойся — Успокоили царя те двое — Мы лишь тяжущиеся. Из коих один поступил беззаконно; Рассуди нас по правде. Не будь пристрастен, Укажи нам верный путь. Один из них начал излагать: «Вот у брата девяносто девять овец, а у меня только одна; Он требует вверить её ему. В споре сем не удаётся мне заставить его внять доводам рассудка». Тебя, — сказал Давуд, — брат обделил, попросив овцу, дабы присоединить к своим. Воистину многие чинят обиды партнёрам. Но не благоверные и добродеющие. Хотя таковых много». При этих словах ответчик расхохотался. «Горе тебе, — рассердился царь, — притесняешь других да ещё смеёшься!» Вознесшиеся же на небо ангелы воскликнули: «Давуд сам себя осудил!». И тем не менее это место считается святым.

     Остаётся загадкой два святых мест в селении Дженых: Леббейна зиярат и Леббейна дера — и зиярат в селение Гельмец шейха Леббэир. Есть ли в данном случаесходство? В центре села Дженых росла большая берёза (которая не сохранилась), у  нее проводили религиозные праздники. В сухую погоду пекли блины, и люди обливали друг друга водой, чтобы вызвать дождь. Такие «мероприятия» до сих пор практикуются у некоторых народов мира, как в Дагестане, на Кавказе, так  и в других странах.  

В селении Дженых были комнаты для уединения (хальват), где суфии проводили медитацию (ученик шейха в течение определённого времени уединялся в специальную комнату на определённое время). Такое место было в селе у Гаджимусаевых (остались только развалины от их дома после переселения в город Закаталы), а второе и единственное, сохранившееся  в Цахурской долине — в доме моих покойных родителей (в данное время у Султанова Зиядина, где он хранит продукты питания). Насчёт комнаты-хальват у Гаджимусаевых дженыхский народ рассказывал следующую историю: «Один из сыновей занимался воровством и ворованную тушу барана спрятал в этой комнате. Наутро туша была выброшена из этой комнаты». 

На территории, на которой пасёт скот дженыхский народ, в горах, встречаются безымянные могилы, в частности Асятын агыл. Это могилы чабанов, которые умерли в летний период, и, возможно, они были вольнонаёмные из других регионов, в частности из Азербайджана. А сама история захоронений остаётся загадкой.

Продолжение следует