Перевалами – то есть местом пересечения горного хребта поперёк его линии, являются относительно доступные по рельефу человеку и вьючным животным участки горных цепей, как правило, находящиеся ниже по высоте в отношении окрестных гор. Это желанное место любого путника; перевал, как правило, делит путь надвое – до него идёт подъём, а после — спуск. На нём устраивают привал, отдыхают после долгого и трудного восхождения, набираются сил для продолжения пути.
Значение перевалов по дошедшим до нас письменным источникам было оценено ещё Ильханами, или Хулагуидами (1256–1353), например, Абака-хан (1265–1282) принимал серьезные меры к укреплению северных границ государства. По сообщению историка Рашид ад-дина ал-Хамадани (ок.1247–1318), Гасан-хан (1295–1304), «государь ислама», назначил в горные проходы и малодоступные пограничные области «тазикские войска и всех снабдил одеждой…».
Историческая хроника «Махмуда из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване XIV-XV вв.» показывает, какое огромное значение придавал в конце XIV в. ширваншах обеспечению безопасности передвижения через перевалы. Цахуры в 66 году до н.э. жили на побережье Алазани, а село Дженых во 2 тыс. лет до н.э. имел связи с Римской империей; правителем Нухинского ханства был цахурский Султан Али Султан II, и цахурское султанство вошло в Нухинское султанство под предводителем бегларбека – паши Али Султана II и, соответственно, укрепление дорог через перевалы было важным делом.
В развитии связей Южного Дагестана (в современных границах) и Ширвана значительную роль играли старые поселения с дагестанским этническим составом — лезгинами, цахурами, рутульцами, удинами, аварцами и др. В связях между населением Южного Дагестана и закавказскими ханствами огромной была и роль отходничества. Так, уходили на заработки в Кубинский, Нухинский, Шемахинский и другие ханства. Тесные связи установились между скотоводами южнодагестанских владений и закавказских ханств — особенно Кубинского, Нухинского и др. Горцы Самурской долины издавна перегоняли свой скот на зимние пастбища в Ширван. Но особенно интенсивно перевалом пользовались жители селений, находившихся вблизи него, в отрогах Главного Кавказского хребта, которые шли навестить своих родственников, на свадьбы и другие знаменательные события. Основными центрами торгово-экономических связей между цахурскими народами были Нуха, Куба, Шемаха, Закатала и др. Горцы привозили для торговли шерсть, кожу, масло, мясо, сыр, бурки, посуду, войлок, а в обмен приобретали зерно, пряности, соль, шелк, парчу, нефть и др.
Связи поддерживались как через знаменитые перевалы, которые были хорошо известны цахурскому народу начиная с древности и прекратились, к большому сожалению, с развалом Советского Союза, о чём народы, разделённые горами, сожалеют, так как появились существенные трудности для общения с родственниками, друзьями, которые проживают как в Дагестане, так и в Азербайджане. И это настоящая трагедия для обоих народов.
Для цахурского народа горные перевалы были как сосуды в организме человека, через которые в течение своей тысячелетней истории поддерживали взаимовыгодные политические, культурные, торгово-экономические связи. Через Главный Кавказский хребет, где проживает цахурский народ в Дагестане, имеется несколько перевалов в современный Азердбайджан: Диндидагский (Диндийский) перевал (2318 м), Белкадинский перевал через селения Гельмец и Курдул, Цахур — Аттагайский перевал, Йохана дера в Дженыхе, в Аттале — Голеджский перевал.
Диндидагский перевал
Каждый перевал, куда бы он ни вел, вызывает извечное желание «заглянуть по ту сторону». А что же там? Видимо, поэтому перевальные пути пользуются неизменной популярностью у туристов, любителей пешеходных походов по родному краю. На территории Рутульского района Республики Дагестан, что на границе с Азербайджаном, есть несколько перевалов, служивших для связи Дагестана со своим южным соседом, особенно с Закатальским и Белоканским районами Азербайджана. Один из таких перевалов — Диндидагский, или Диндийский. Он находится на расстоянии трех километров от селения Кальял до которого построена автомобильная дорога до границы с Республикой Азербайджан. Дорога пересекает несколько маленьких безымянных речушек, встречаются чистые горные роднички. На правом берегу реки Диндичая имеются два источника серной воды, которая выходит наружу с температурой 5—7 градусов тепла. Ущелье реки довольно узкое, и с Диндидагского перевала оно кажется еще более темным и мрачным. Снизу один за другим поднимаются обрывки облаков, предвещая непогоду. Постепенно они окутывают весь перевал плотной пеленой, но ненадолго. Погода здесь часто и быстро меняется. С перевала одним взглядом можно охватить панораму гор на десятки километров. Левее Диндидагского перевала со стороны Дагестана течет ручеек с горы Шорал. Вода падает с высоты примерно 30— 40 м, уступами, издалека привлекая внимание пешеходов. Сам перевал с трех сторон закрыт невысокими горами, а западная сторона свободна и пропускает воздушные массы со стороны Азербайджана, что и влияет на изменение погоды. Стекающие с трех сторон, особенно с северного и южного склонов, воды образуют в середине котловины заболоченные участки. В болотах торфяной слой достигает толщины более одного метра. Отсюда и стекают ручейки, дающие начало реке Диндичай. Длина самого Диндидагского перевала около пяти км, а ширина — 500—700 м. Летом здесь можно видеть много отар овец, то тут, то там стоят палатки чабанов. Вокруг в основном альпийские луга и болотные растения. Из всех перевалов Главного Кавказского хребта он является самым удобным, простым для пешеходов.
Минувшие века скрыли следы когда-то бурной жизни Диндидагского перевала. Но на утратившем былое значение древнем пути сохранились немые свидетели столетий. На обоих концах перевала до сих пор сохранились укрытия, называемые «сундуками». «Сундуки» сооружены примерно в XII веке (точная дата сооружения неизвестна), служили хорошим убежищем от метелей и проливных дождей для пешеходов и чабанов. Укрытия имеют арочную форму, построены с использованием гашеной извести из бутового камня. Только один Всевышний знает, скольким путникам эти сундуки спасли жизнь по пути из Дагестана в сторону Азербайджана и обратно. К сожалению, «сундуки» разрушаются. Время, а порой и люди наносят ущерб творениям древних камнетесов. По некоторым данным, известь для строительства «сундуков» изготавливали в районе села Джимджимах (это цахурское село на территории современного Азербайджана) и в деревянных бочках на лошадях доставляли к месту строительства. Расстояние от «сундуков» до селения Джимджимах – целый световой день езды на лошадях. А для производства извести по технологии необходим особый состав почвы и много дров.
К сожалению, осмотреть второй «сундук» при посещении Диндидагского перевала, который находится на границе с Республикой Азербайджан, мне не удалось, так как он расположен на границе между нашими государствами. В центре имеется котловина — древнее мусульманское кладбище. Точные сроки захоронения неизвестны, по сохранившимся надписям на могильных камнях ориентировочно можно отнести их к XVII —XVIII векам. В своё время на перевале было село, и старожилы называют даже место расположения села. По всей видимости, захоронения принадлежат жителям этого поселения и путникам, погибшим на перевале. Учитывая суровые климатические условия, жители покинули это место. После развала Советского Союза, когда граница была ещё «прозрачной», на перевал хлынули толпы золотоискателей. Где было поселение, говорят, нашли клад золота, другой клад был зарыт. Не доезжая до первого «сундука» со стороны Дагестана, было ровное место, где путники останавливались отдохнуть и дать возможность лошадям отдышаться. И рядом с дорогой в землю был воткнут круглый камень, и путники использовали этот камень для того, чтобы залезть на лошадь. А на самом деле под камнем был зарыт клад, а камень был опознавательным знаком. Говорили и о других находках, найденных на перевале. По рассказам старожилов, на Диндидагском перевале был зарыт верблюжий караван с золотом, но никто не знал где именно. На спуске к Агдам – Кальял, что на территории современного Азербайджана, начинается густой тропический лес. На этом участке имелся родничок пресной воды, а рядом «зиярат». После развала Советского Союза Турция дала координаты спрятанного (зарытого) золота азербайджанцам с условием, что золото будет использовано на строительство дорог. Никто не знает дальнейшей истории с золотом, а место вроде «зиярат» было опознавательным знаком. История умалчивает, когда и при каких условиях был зарыт клад.
Динидагская дорога имела исключительно важное значение в жизни цахуров, она функционировала издавна и имела караван-сарай под названием «Балдуган дега». По всей вероятности, караван-сарай находился после подъёма из селения Баш Мухах по тропическому лесу, где начинается зигзагообразная дорога с крутым подъёмом. На этом месте обычно останавливались на перевал путники, если не успевали до темноты добраться до «сундуков». Место, где был построен «Балдуган дега» установить не удалось, так как не сохранилось ничего от этого строения. Далее дорога круто идёт вверх, потом через отвесные скалы — до Котийского моста с крутыми зигзагообразными поворотами и до первого «сундука». Эта дорога функционировала круглый год, а на лавиноопасных участках были проложены туннели, где всадник мог ездить верхом на коне. По имеющимся данным, Котийский мост, построенный нашими предками, имеющий тысячелетнюю историю, азербайджанская сторона взорвала и вряд ли его восстановит. А у тех, кто ездил (ходил) по этой дороге в своё время, в памяти останутся добрые вспоминания о наших славных предках, которые построили это чудо — мост с дорогой.