Уважаемые друзья! Мы продолжаем (начало в двух предыдущих номерах газеты и на нашем сайте) давать интересный материал из книги книги «Цахурская архитектура», изданной в 1999 году, С. О. Хан-Магомедовым..
Продолжение
Захарий Казвини сообщает, что цахуры занимались как овцеводством, так и земледелием.
«А пища их, — пишет он, — (состоит) из злака, называемого сульт; он похож на ячмень по виду, а по качеству он имеет природу пшеницы… Каждый сеет от этого злака удовлетворяющее количество и питается им и молоком своих овец и кислым молоком их; а одевается он от их шерсти». «Основным видом хозяйства цахуров, — пишет М. М. Ихилов, — было и остается овцеводство. Земледелие играет подсобную роль. Из ремесел – обработка шерсти, ткачество… у рутулов, цахуров, в отличие от других народностей лезгинской группы, были широко распространены профессии плотников, каменщиков, лудильщиков, строителей. Эти мастера часто уходили на сезонные работы. Немало замечательных сооружений: мостов, домов, арок — выстроили рутульские и цахурские мастера в городах Азербайджана и Грузии…«А пища их, — пишет он, — (состоит) из злака, называемого сульт; он похож на ячмень по виду, а по качеству он имеет природу пшеницы… Каждый сеет от этого злака удовлетворяющее количество и питается им и молоком своих овец и кислым молоком их; а одевается он от их шерсти». «Основным видом хозяйства цахуров, — пишет М. М. Ихилов, — было и остается овцеводство. Земледелие играет подсобную роль. Из ремесел – обработка шерсти, ткачество… у рутулов, цахуров, в отличие от других народностей лезгинской группы, были широко распространены профессии плотников, каменщиков, лудильщиков, строителей. Эти мастера часто уходили на сезонные работы. Немало замечательных сооружений: мостов, домов, арок — выстроили рутульские и цахурские мастера в городах Азербайджана и Грузии…… Мастера-строители (уста) ходили по селениям и предлагали свои услуги. Работали весной и осенью. Потомственных строительных мастеров было много в Рутуле, Ихреке, Цахуре».Если современный исследователь выделяет рутульских и цахурских строителей, то возникает вопрос, а где в пределах Южного Дагестана строили мастера этих народов. Оказывается, строили они друг у друга. Причем цахурские мастера стороили и в цахурских аулах (Цахур и Мишелеш), так и в рутульских (Рутул и Лучек).Профессионализация в сфере строительства произошла в Дагестане еще в раннем средневековье, о чем свидетельствуют строительные надписи, в которых строителей обозначают терминами банна, мимар, устаз, устад, уста.Причем первые два термина можно перевести как архитектор, а три остальных как мастер. Эти термины встречаются в надписях, начиная с ХII в.Цахурские зодчие-строители строили как в аулах Горного магала, так и за его пределами. «Так, среди производивших строительные работы в цахурском селении Мишелеш, — пишет Л. И. Лавров, — упоминаются мастера из того же Мишлеша (1624) и из соседних селений Сигуд (1624), Муслаг (1668-69) и Цахур (1724)».Термин устаз (и ему подобные) использовали для обозначения мастера в строительных надписях в Мишлеше (1247, 1624, ХVII в., 1724) и в Гельмеце (1161-62 или 1163-64).Причем важно отметить, что профессиональные мастера строили не только мечети, минареты, мавзолеи или крепости, но и жилые дома. Так, в составленном А. Р. Шихсаидовым списке мастеров, строивших в средневековом Дагестане, упоминаются цахурские строители ворот Мишлеша (1246), жилых домов в Мишлеше (ХIII в.) и Цахуре (1302), мечетей в Мишлеше (1624, 1677, 1691-1692) и мавзолея-пира в Мишлеше (1723-1724).В рутульском ауле Ихрек в кладке стены одной из старейших в Дагестане мечетей сохранилась 31 надпись, 15 из которых А.Р. Шихсаидов датирует ХI-ХV вв. Так вот одна из этих надписей сообщает, что пришел в Ихрек из Цахура хаджи Гукас и его жена Хидж и построили это здание. А.Р. Шихсаидов датирует эту надпись ХIII в.«Надписи неоднократно упоминают сельскую общину (джамаат), существовавшую в условиях феодализма. Речь обычно идет о строительной деятельности общины: постройке или ремонте мечетей и минаретов (сел Мишлеш 1677-78 г…) и крепости (… сел Цахур 1432 г.)»Связи цахуров с соседями во многом определялись структурой их хозяйства.Так, зимние пастбища для овец находились за пределами Дагестана, на южных склонах Главного Кавказского хребта. Именно в эти районы издавна была направлена территориальная экспансия цахуров В прежние времена примыкающая к Горному магалу территория за Главным Кавказским хребтом входила в состав владений грузинских кахетинских царей. Какое-то время входил в эти владения и Горный магал, название которого происходит от термина» Георги магал» (т.е. грузинский магал).Таким образом, территория за Главным Кавказским хребтом до появления там цахуров принадлежала грузинам. Это важно иметь в виду потому, что в средние века грузины – христиане были соседями цахуров и оба народа долгое время контактировали друг с другом не только во время вооруженных стычек, но и в области культурно-хозяйственной деятельности.После ХV века, когда ослабленная войнами Грузия разделилась на три царства (Кахетию, Картилинию, Имеретию), цахуры усилили территориальную экспансию и стали переселяться в Джарскую и Кахскую провинции Кахетии, что объясняется прежде всего суровым климатом Горного магала и отсутствием там зимних пастбищ.«Набеги цахуров и их союзников, — писал А. Плотто, — повторялись так часто, что грузины не в состоянии были долее держаться; они принуждены были оставлять свои жилища и селиться по другую сторону р. Алазани. Таким образом, заняв горы и равнины, цахуры расширили свои владения, кахские грузины, которые остались на своих местах, сделались данниками цахурцев, через что спасли свое селение от окончательного разорения».Постепенно цахуры захватили земли, примыкавшие к горам, утвердившись в них окончательно в XVIII-XVIII вв. Цахурия стала состоять из собственного метрополии (Горный магал) и колонии за Главным Кавказским хребтом. Занятая цахурами Кахская провинция (колония) управлялась по образцу метрополии. «По преданию, первоначально весь цахурский народ, главным населенным пунктом которого было селение Цахур, составлял вольную общину».Средневековые авторы не разделяют жителей Южного Дагестана на отдельные народы. «У арабских авторов под названием «Лакз» подразумевается… район расселения представителей лезгинской группы языков (кроме табасаранцев). Иакут о Лакзе оставил следующее характерное описание: «… страна ал-Лакз, они народ многочисленный… у них) деревни благоустроены и районы многочисленные».… в ХIII-ХV вв. Южный Дагестан уже не знает политического единства. В итоге политической раздробленности территории Лакза такие населенные пункты, как Ахты, Цахур, Рутул, Курах, Типиг, Хнов стали центрами самостоятельных союзов сельских общин.Среди «главных городов» Лакза в ХIII в. называется с. Цахур. В конце ХV в. значение Цахура усиливается. Он становится центром Цахурского султанства, включившего ряд цахурских и азербайджанских сел и принимавшего деятельное участие и политической жизни Дагестана и Азербайджана.На примере Цахура можно наглядно проследить, как союз сельских общин постепенно теряет свою самостоятельность и превращается в феодальное владение».Судья по всему, в раннем средневековье цахуры не имели над собой никаких феодальных правителей, а имели самоуправление в рамках тухумов. Об этом сообщает и автор ХIII века Захарий Казвини, он пишет, что Цахур — «главный город (столица) страны лезгин… нет главаря (у них), но есть у них хатиб (т.е. проповедник), который молится с ними, и казий, который разбирает тяжбы между ними по учению имама ал-Шафе».Нет полной ясности о времени появления феодального правителя в Цахурии. Л. И. Лавров пишет: «Эпиграфические памятники доказывают, что в ХII в. у рутульцев, а в ХIII в. у цахурцев и агулов существовали эмиры (буквально «повелители»)… Все это… заставляет пересмотреть установившееся мнение, будто «вольные общества» Дагестана в своем историческом развитии отставали от соседних народов, знавших власть феодальной знати».В ХV веке в Цахуре, согласно преданию, стали выбирать правителя из числа беков. Причем первыми правителями были беки, изгнанные из ныне не существующего горного аула Хиц (или Хоц). По мнению М. Ковалевского, «конец совершенной зависимости родов или тухумов друг от друга был положен путем избрания всеми родами совместно общего из среды прибывших в Цахур на жительство беков».Долгое время каждый правитель избирался из беков, т.е. власть не была наследственной, причем власть такого выбранного правителя была очень ограниченной. Сначала резиденцией правителя был Цахур, где и происходили выборы.Видимо, до ХVII века Цахур продолжал быть резиденцией цахурских феодалов. Турецкий географ ХVII века Эвлия Челеби писал: «Мы прибыли в село Цахур. В этой местности до 150 сел. Местность подчиняется одному из правителей Дагестана… Мы беседовали с ее правителем.. Раз в году здесь бывает большой базар».В том же ХVII веке резиденцией цахурского правителя становится аул Елису, расположенный южнее Главного Кавказского хребта, где и стали происходить выборы феодального правителя, получившего титул султана. Значит, столица султанства была перенесена из метрополии в колонию. На рубеже ХVIII-ХIХ веков султаны становятся наследственными.В начале ХVIII в. все цахурские селения (Цахурия) делились на четыре группы: Цахурскую, Елисуйскую, Карадулакскую и Суванчильскую.«При этом Цахурской группе отделены были земли по р. Самуру и кроме того на южной стороне главного хребта ущелья Зарна и Лакит…Цахурскую группу составляли селения: Цахур – 107 дворов, Хиях — 25, Сюгют – 20, Муслах – 120, Мыхых – 50, Гильмис – 90, Курдул – 46, и колонии Цахура, бывшие долгое время в тесной связи со своей метрополией: села Зарна – 109, Лакит – 125, Лякит – Малах». Как видим, наиболее древней частью (метрополией) цахурской территории являлась та часть дагестанских цахурских аулов, которые расположены в собственно Горном магале. Те семь аулов, которые называет Линевич, а также Мишлеш, и были историческим и культурным ядром цахурской территории (Цахурии). Пять из этих аулов обследованы мной в 1952 г.И хотя на какое-то время Цахур (как и метрополия в целом) перестал быть политическим центром Цахурии, а султанство даже официально стало именоваться Елисуйским, Горный магал продолжил оставаться историко — культурным ядром Цахурии.
Продолжение следует