Дорога без начала и конца

В конце прошлой недели в России отметили  профессиональный праздник работников строительной отрасли — День строителя. Для цахурцев в этой отрасли главным человеком является заслуженный строитель России, гендиректор известной московской дорожно-строительной компании ЗАО «Доринж-39» Гаджимусаев Гаджимуса Гусейналиевич, за плечами которого почти полувековой опыт строительства дорог, развязок, эстакад в столице нашей Родины. В конце прошлой недели в России отметили  профессиональный праздник работников строительной отрасли — День строителя.

 

 За годы его работы в этой отрасли построено много дорог и мостов, их не сосчитать: Ленинский проспект, дороги вокруг Московской кольцевой и другие. Практически нет такой улицы в Москве, в которую не вложен его труд. Отмечу, что Гаджимуса Гусейналиевич очень добрый человек, он понимает нужды людей, которые приходят к нему за помощью. И каждому человеку он помогает по возможности.  О его благотворительности знают не только в Москве, где он помогает в реставрации храмов и других объектов культурного наследия,  но и в Дагестане.  Если написать, сколько он делал и делает для своего родного Рутульского района и, в частности, Цахурской долины, то невозможно описать все это в одной статье. Это отремонтированные школы, больницы, мечети, помощь малоимущим ежегодно в канун мусульманских праздников и многое другое. Все это мы договорились с Гаджимусой Гусейналиевичем обсудить в ближайшее время, когда он приедет на малую родину. 

 Ниже мы даем интервью с ним, опубликованное в «Строительной газете» «Дороги без начала и конца», автором которого является корреспондент Сергей Зенин.  

 Вслед за мечтой

Гаджимуса Гаджимусаев родом из села Муслах Рутульского района Дагестана. Связать свою жизнь со строительством решил еще в школе. В Дагестане профессия строителя считается одной из самых достойных и престижных для мужчины. В 1969 году он приехал в Москву, чтобы поступить в МАДИ, но не прошел по конкурсу. Однако со своей мечтой не расстался — устроился рабочим в дорожное управление.— Когда я пришел впервые на строительство дороги, бетон и асфальт укладывали и разравнивали практически вручную, лопатой, — вспоминает Гусейналиевич. — На каждую бригаду в лучшем случае был один самосвал «Зил-130» или погрузчик на базе трактора «Беларусь», бульдозер или экскаватор, тоже отечественного производства. Ну а затем каток уже утюжил дорожное покрытие, политое нашим потом. 
Здоровье, конечно, нужно было иметь очень крепкое, чтобы по 12-14 часов в разгар сезона ежедневно «махать лопатой».Сегодня у дорожников в наличии самая современная техника лучших мировых производителей с компьютерным обеспечением и спутниковыми технологиями. По словам ветерана отрасли, большая часть времени у специалистов-дорожников теперь уходит на контроль за строгим соблюдением качества всех производственных операций. Основную и самую тяжелую работу выполняет спецтехника.

—  Самый первый объект каким у вас был?

— вновь возвращаю я своего собеседника во времена его молодости.— Я попал на строительство Профсоюзной улицы, — продолжает вспоминать Гаджимусаев. — «Метрострой» заканчивал тогда строительство станции «Калужская». Вот от нее и до МКАД мы строили современную автомагистраль.День за днем накапливался опыт, росло мастерство. Гаджи перевели в рабочие 5-го разряда. Потом он стал бригадиром. Поступил на вечернее отделение Всесоюзного инженерно-строительного института, продолжая работать в дорожной отрасли и подниматься по служебной лестнице. В 1978 году получил диплом инженера-строителя. Занимал должность прораба. Через год стал начальником участка. Затем главным инженером СУ-39. Участвовал в строительстве дорог в динамично развивающихся районах Москвы — Ясенево, Митино, Солнцево, Жулебино…

— Дорожники всегда славились своими традициями, преемственностью. Кого вы считаете своим наставником?

— Начальником нашего строительного управления «СУ-39», которое входило в Мосдорстрой, был опытный военный строитель Ян Вениаминович Стерлин. Одну из строительных организаций Минобороны перевели тогда на строительство дорог в Москве, — охотно делится мой собеседник. — По-военному жестко он контролировал качество работ, строго спрашивал за упущения, требуя немедленно устранить недостатки. У него я многому научился: дисциплине, ответственности, взаимоотношению с людьми. До сих пор вспоминаю его с благодарностью. Когда Ян Вениаминович ушел на пенсию, возглавить управление предложили мне.

Новые магистрали.

В годы перестройки СУ-39 акционировалось и впоследствии стало известно как ЗАО «Доринж-39». Начался новый этап развития в жизни организации.— Самое главное, что при вхождении в рыночную экономику нам удалось сохранить коллектив, — не без гордости замечает «генеральный». — Непросто было, особенно в первые годы. Случалось, что брались за проекты с заведомо нулевой прибылью, лишь бы только обеспечить трудовой коллектив — а это порядка 600 специалистов — работой, чтобы люди могли получать достойную зарплату и содержать семьи. Затем стало полегче: начали разыгрываться тендеры, появился госзаказ.ЗАО «Доринж-39» выступает сегодня в роли генподрядчика и работает на подряде у других компаний. Работы в Москве и Подмосковье хватает. Трудовые ресурсы и мощности полностью задействованы. Парк современной спецтехники, который постоянно обновляется за счет прибыли и насчитывает уже около двухсот единиц, не простаивает. Использование новых технологий позволяет значительно улучшить качество дорожного полотна, увеличить срок службы его покрытия.— Мы стараемся сами растить свои кадры, готовить высококлассных специалистов. У нас уже подготовлена молодая смена, на которую мы возлагаем большие надежды. Костяк предприятия сформировался уже давно. Это проверенные работники с большим опытом. Мы также стараемся сохранить и приумножить традиции СУ-39. Прививаем новым работникам гордость за свою профессию, добросовестное отношение к труду и нормы товарищеских взаимоотношений. Ведь создание благоприятной здоровой атмосферы в коллективе сказывается как на повышении производительности, так и на качестве выполнения повседневных производственных задач, — заключает основатель и руководитель ЗАО «Доринж-39».На протяжении многих лет ЗАО «Доринж-39» является партнером московского правительства, принимает активное участие в реализации городских дорожных программ. За годы своей деятельности компания построила, реконструировала и отремонтировала на территории столицы сотни километров дорог. Среди ее объектов — Киевское и Боровское шоссе, развязки на пересечении МКАД с Волгоградским проспектом, Новорязанское шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова, дублер Дмитровского шоссе, внутриквартальные дороги в Щербинке, устройство и реконструкция дорожной сети при строительстве эстакады через железную дорогу в районе Очаково и многие другие.С каждым годом территория Москвы становится все больше. Бывшие поселения и деревни юго-запада области теперь входят в состав районов Новой Москвы. Изменился статус — меняется и инфраструктура. Приемлемые для области двухполосные дороги, множество шлагбаумных железнодорожных переездов, бессветофорные пешеходные переходы уходят в прошлое. Сегодня на территории Новой Москвы строятся новые дороги, которые позволят справиться с увеличивающейся интенсивностью движения.Своей деятельностью ЗАО «Доринж-39» немало способствует развитию территории Новой Москвы. Так, в прошлом году организацией была выполнена реконструкция участка Калужского шоссе от МКАД до поворота на поселок Газопровод, в качестве генерального подрядчика компания выступила на строительстве дороги в поселке Кокошкино. И сегодня специалисты предприятия заняты на ряде значимых строек на территории Троицкого и Новомосковского административных округов.В начале сентября 2017 года мэр Москвы Сергей Семенович Собянин открыл транспортную развязку на пересечении МКАД и Профсоюзной улицы. В возведении самого крупного московского объекта в сфере дорожного строительства была задействована компания «Доринж-39». Благодаря реконструкции этой развязки на пересечении МКАД и Профсоюзной улицы, в ходе которой построено четыре новые эстакады и один тоннель, пропускная способность на данном участке повысилась почти в два раза!Для заслуженного строителя Гаджи Гаджимусаева работа на этом объекте стала своего рода знаковым событием: компании «Доринж-39» было доверено, по сути, продолжить строительство Профсоюзной улицы, с которой начиналась его трудовая биография дорожного строителя.