В цахурских сёлах множество святых мест (зияратов). Существуют различные мнения и версии о возникновении каждого из них. По некоторым святым местам нет достоверной информации или потеряны сведения о них.
Пиры-зияраты являются объектами паломничества верующих мусульман. В переводе с арабского зиярат (зийара) означает «посещение» — паломничество к могилам пророков, «святых» (аулийа), живым суфийским шейхам. Согласно результатам исследований учёных-физиков и по утверждению специалистов — биоэнергетиков, зияраты являются источниками излучения положительной энергетики. Энергия эта (нур) обладает не только оздоровительной силой, но и способствует сохранению мира и спокойствия там, где эти святые места расположены.В настоящее время во многих сёлах прерваны местные традиции арабо-мусульманского образования и арабоязычной литературы, которыми пользовались наши предки ещё недавно. Подавляющее большинство современных цахуров не может прочесть ни строчки из арабских рукописей своих знаменитых земляков. А многие традиции, которые соблюдали наши предки, к большому сожалению, нашими современниками забыты и забываются. Святилища предстают перед нами как ценные источники по истории и культуре цахурского народа. Эти памятники представляют собой проявление местной культуры, доказательство того, что арабское письмо было широко известно цахурскому народу, и поэтому у нас так много было учёных-шейхов и их последователей. Граница цахуров простиралась от ущелья Кина (Чайная дера) до горы Свры-дага. В ущелье «Чайная дера» проходили ожесточённые сражения с неприятелем. Около ручья «Чайная дера» по указанию дибира Ахмеда-хаджи сооружена молельная комната, а на склоне этого холма похоронены погибшие шахиды. Следующий зиярат «Святое ущелье» с аномальными явлениями — на левом берегу реки Самур. Второй зиярат на этом же участке — в сторону села Микик. Это гребень горы против автомобильной дороги, ведущей в село Гельмец. Раньше там, где проходила конно-пешеходная дорога, был зиярат (камни с воткнутым древком с нанизанными на него разноцветными лентами) — «Салаватна зиярат». Сейчас автомобильная дорога проложена ниже того места, где был зиярат, и поэтому необходимо по канонам ислама установить соответствующий знак, чтобы путники поминали (делали дуа). Ниже представлены сведения о святынях (зияратах), расположенных в населённых пунктах цахурской долины, являющихся объектами паломничества верующих мусульман.1. Гельмец — древнейшее цахурское село, расположенное на правом берегу реки Самур. К. Ф. Ган отмечал, что село Гельмец, как почти все сёла Дагестана, построено подобно орлиному гнезду на высокой скале… В селе имеется два святилища: зиярат шейха Малла-Магомеда и зиярат шейха Леббэир. Старожилы говорят, что однажды на крышу дома шейха упал большой камень. Отец и сын чудом удержали этот камень, а то придавило бы всю семью; на камне сохранились следы их колен. Пик горы, где расположено село Гельмец, считается святым местом — «Зиярат Салават». Слово «салават», также упоминается как божественное благословение пророку Мухаммад (асв). Эта фраза обычно произносится мусульманами как часть пятикратной ежедневной молитвы, а также при имени пророка Мухаммада (асв). В источниках упоминается богословаИсмаил-эфенди из Гельмеца, который был известен в Бухаре и Багдаде (попытки найти более подробную информацию об этом шейхе не увенчались успехом). Насчёт «Святого ущелья» в народе ходит такая молва, что в одну из зим из этого ущелья лавина принесла сухие дрова на правый берег реки Самур. Житель села Гельмец взял эти дрова для топки. И после того, как он начал их использовать в хозяйстве, начали происходить непонятные аномальные явления. Этот человек обратился к мусульманским священникам, и ему посоветовали неиспользованные (несожжённые) дрова отнести туда, где он их взял. После того, как он отнёс дрова обратно, аномальные явления прекратились.2. Курдул (Лек) — село расположено в 6 км от села Гельмец, в долине реки Курдул-чай, как ласточкино гнездо, высоко по склону горы. Имеющиеся куфические надписи датированы Х1 – Х111 вв. В селе имеется мечеть. 3. Микик — село относится к древним сёлам цахурской долины, имеется обрядовое святилище на окраине села, история святилища, к сожалению, не известна. В восточной стене мечети Микика установлена прямоугольная плита с отбитым нижним левым углом, где написано: 1.«Переселилось (иртахала) селение Микик (карйат Микикийй) вследствие притеснения (зулум) русских (ар-русиййа) в 1269 г. 2. И они жили (сакану) в селении Илусу (карйат Илусийй) двенадцать лет. Затем построили (бана) эту мечеть Адам и Расул. 3. Сыновья Рамадана да примет Аллах их благодеяния! Амин. А мастер (устадуху) Джума, сын Рамадана, вали..». Характер строительных работ выражен арабским глаголом бана (строить), что указывает на то, что мечеть была основательно разрушена царскими войсками, не подлежала восстановлению и была отстроена заново. В соборной мечети установлен камень с надписью из шести строк: 1. Построил (бана) этот минарет ради лика Аллаха Благословленного. 2. Всемогущего, Величайшего, Преславного Кудай сын покойного, 3. Счастливого Умара, (сына) покойного Зайда, да примет Аллах (это), 4. От него и его жены по имени Фатима, дочери Бадала, 5. А возвели его (суннаруху): мастер (устад) Мамай сын (Хурсана) и Рамадан сын Хасана. Написано это в пятнадцатый день зул-хиджжа восемьсот десятого года (12 мая 1408 года). Минарет не сохранился, так как в 1852 году царскими войсками был разрушен.4. Хиях – небольшое цахурское село, считается отселком села Цахур. В селе имеется мечеть, датируемая концом семнадцатого века. На автомобильной дороге имеется зиярат в честь похороненного в селе почитаемого шейха Ахмада-эфенди. Других данных про этого святого, к большому сожалению, нет. Эпиграфика селения Хиях до сих пор не изучена. На внешней стене михраба мечети, на плите, высечена надпись: 1. Во имя Аллаха Милостивого Милосердного (построили) 2. Эту мечеть истинно Мамай, сын Хурсана и его жена Фатима. 3. И был у него мастер (устад), а с ним (ещё) три мастера. Ради 4. лика Всевышнего Аллаха, из страха перед (адским) мучениями от Аллаха 5. И надеясь на милость Аллаха. В дату: восемьдесят и 6. тринадцать. О, Аллах! Прости верующих мужчин и женщин, 7. Мусульман и мусульманок Твоей милостью!». Дата соответствует 06.05.1410 — 24.04. 1411 г. В хияхской надписи 813 года хиджиры — Мамай сын Хурсана, упоминается как заказчик строительства, так как вместе с ним упоминается и его жена Фатима. Мамай из Цахура, по письменным источникам, дошедшим до нас, был каллиграфом, работавшим в северо-западных районах Азербайджана, в селе Хнов Ахтынского района, в селах Мишлеш и Микик…).