Хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров, Милостивому и Милосердному! Да пребудет мир и благословение над Его Пророком и Посланником – Мухаммадом, а также над его семьей, потомками.
В этом году я побывал в Дагестане, посетил свое родное село Дженых.
В пути приобрел книгу «Шейх Мухаммад Ярагский. Жизнь и творчество» и на 37 странице читаю: «Шуайб-афанди аль-Багини, сын Идриса-афанди (1274-1330 //1857-1912) — один из видных дагестанских учёных и шейхов накшбандийского тариката. С ранних лет изучал исламские науки, выучил наизусть Коран. Работал в селении Цахур учителем, затем кадием в селение Дженых. Вступил под духовную опеку Кусая-афанди, который в 1893 году дал ему разрешение на наставничество, но из-за стеснительности и боязни перед Аллахом он никому не раскрыл наличие у него инвеституры. Так он прожил семь лет, после чего вступил под опеку Ахмад-хаджи.
Через три года шейх вручил ему письменное разрешение на наставничество и сделал его своим преемником. После этого Шуайб-афанди стал очень известен в Дагестане. Он является автором нескольких произведений, самое популярное из которых «Табакат аль-аваджакан ан–накшубандия», посвящённое биографиям шейхов накшбандийского тариката и многих дагестанских учёных. Шуайб-афанди дал разрешение на наставничество Хасану-афанди Кахибскому и Ибрахиму-хаджи Кучрабскому. Похоронен в родном селе Багинуб (ныне — в Чародинском районе).
В книге Багаутдина Аджаматова «Святыни Дагестана» на стр. 223 написано о Шуайб-афанди: «Одним из ярких звёзд на небосклоне не только Дагестана, но и всего исламского мира является достопочтенный шейх Шуайб-афанди из Багинии. С 7 лет он начал своё духовное образование под руководством отца Идриса-афанди, который прошёл суфийскую духовную практику под руководством хаджи Исмаила-афанди, Джабраила-афанди и хаджи Хамзата-афанди аль-Цахури, Кусая-афанди аль-Мусрухи, хаджи Ахмада-афанди аль-Талали, Абдурахмана-хаджи аль-Асави и других муршидов тариката».
Перу Шуайб-афенди принадлежит немало трудов, большинство из них, к сожалению, ещё не стало достоянием широкого круга. Большую ценность представляют его книги «Калаиду джавахаири аль-аджамийа», «Зубудат аль-ахбар», «Тахмис Силкул-айн», «Тахмис Нуруль-айн». В книге Мухаммада Гаджиева «Светильники счастья – золотая цепь спасительного света», более подробно, в отличие от двух вышеназванных авторов, приводится биография шейха. Шуайб-афанди говорил: «Отец мне сказал в детстве: «О свет моих очей, я многократно просил Аллаха после предписанных молитв, в периоды времени и в местах, когда принимается мольба, одарить меня сыном-ученым. В селении Нукуш жил учёный – богослов, следующий своим знанием, по имени Кади Шуайб. И я пожелал, если Аллах наделит меня сыном, назвать его в честь этого богослова».
Когда Шуайб-афанди исполнилось семь лет, его отец, большой богослов, писарь и чтец Корана, взял его с собой в селение Кадах Цора (Джаро-Белоканский округ) и приступил к обучению его Корану. Спустя два года его отец умер. Шуайб-афанди говорил: «После смерти отца, увидев мою печаль и жалея меня, учёный-богослов из Хуруха Давуд позвал меня к себе домой и сказал: «Как твой отец обучал меня религиозным наукам, так и я должен обучать тебя им». Отец мне завещал: «Если ты бросишь изучение религиозных наук, то завтра (после смерти) ты встретишься со мной с омраченным лицом». Мне захотелось исполнить завещание отца, и я стал обучаться под руководством Давуда из Хуруха».
Шуайб-афанди был очень стыдливым, совестливым человеком, и по этой причине не мог смотреть в лицо женщинам.
Живя в Цахуре, он удостоился встречи с тремя шейхами: Джабраилом-афанди, Хамзатом-хаджи-афанди и Кусаем-хаджи-афанди.
Однажды, когда Шуайб-афанди сидел у шейха Ахмада Талали, он увидел людей, пришедших к устазу в образе различных животных. Ахмад Талали, совершив таваджух, превратил их всех в людей. После этого шейх сказал Шуайб-афанди: «Такими должен делать наставник своих мюридов».
Однажды ночью Шуайб-афанди во сне явился к Хасану-афанди и сказал ему: «Приходи ко мне, брат Хасан, я научу тебя тому, что ведомо мне».
Хасан-афанди спозаранку отправился к нему, взяв с собой мешок угля для самовара. У окраины селения, где жил Шуайб-афанди, Хасан-афанди опустился на колени и дальше стал передвигаться на коленях из адаба к шейху. Увидев его благодаря кашфу, Шуайб-афанди послал к нему сына с велением подняться с колен…». Далее автор книги «Светильник счастья» пишет, что «однажды, будучи в Чохе, человек по имени Урусилав Ахмад-хаджи сказал Шуайб-афанди: «О шейх, покажи чудо» «Сын мой, зачем тебе это?» — спросил Шуайб-афанди, но тот настаивал. Присутствующий при этом шейх Ибрахим-хаджи из Кучура сказал:
«Покажи ему, раз он так сильно желает этого». «Сам показывай, — ответил Шуайб-афанди и дозволил Ибрахиму Хаджи показать карамат. Ибрахим-хаджи сказал: «Это дело лёгкое. Ты отправляйся домой. Урсилав пошёл, а по пути домой вдруг очутился на кладбище Баки в Медине. Он очень испугался и подумал: «Ох, если бы не отправили так далеко, я бы всё равно поверил. И что мне теперь делать, ведь у меня совсем нет денег?» И он снова впал в забытье, а очнулся на одной из улиц Чоха.
Двоюродной брат Шуайб-афанди Хамзат, который был главой селения Багини, пожаловался шейху, что лошади мюридов, которые его посещают, травят пастбища села. Сам он не признавал Шуайб-афанди и порицал его.
Однажды он сказал шейху: «Если ты обладаешь такими способностями, то покажи мне, в каком положении пребывает мой усопший брат в могиле. В противном случае я никого не пущу к тебе». Тогда Шуайб-афанди ответил ему: «Завтра приходи на кладбище к могиле своего брата Абдуллаха».
Шуайб-афанди велел ему поставить ногу на свою ногу и сказал: «Посмотри на своего брата!» Хамзат взглянул и увидел Абдуллаха-афанди, который в окружении учеников читал им урок. Состояние Хамзата изменилось. Шуайб-афанди убрал свою ногу из-под ноги Хамзата, и тот, потеряв силы, добрался до дома на четвереньках. На следующий день шейх отправил за ним гонца. Но тот не пришёл, сказав, что не может встать. Шейх снова отправил к нему человека со стаканом чая, из которого сам отхлебнул. Выпив его, Хамзат встал, пришёл к Шуайб-афанди, попросил прощения и больше не противился ему.
Однажды, будучи в хадже, Шуайб-афанди рассмеялся. Мюриды спросили его о причине смеха, и он ответил: «Наш Шокав Хаджияв из Согратля кормит своего кунака». Перед поездкой в хадж Шуайб-афанди велел ему пребывать в уединении. Далее шейх рассказал: «В полдень к нему в облике солдата явился шейтан, да пребудет над ним проклятие Аллаха. Хаджияв, подумав, что солдат голоден, приготовил еду из жареной муки, положил перед ним и сказал: «Кушай, кунак». Я же посмеялся над этими словами». Шуайб-афанди говорил: «Когда я был в хадже, ко мне подошёл один большой праведник по имени Ясин аль-Мисри и, взяв меня за руку, сказал мне: «Радостная весть для тебя! Перед тобой всегда находится Пророк».
Затем он попросил разрешения остаться рядом со мной. Я от радости чуть не умер».
Шуайб-афанди обладал острым умом, ненасытной жаждой знаний и мужеством, которое помогало ему переносить тяготы. Его называли светом религии, морем таинств, имамом познавших Бога, отцом возлюбивших Аллаха, кладовой, сохранившей наследие Пророка.
Сам Шуайб-афанди подчёркивал: «Начиная с сознательного возраста я провёл жизнь в соответствии с тем, чему учит Коран и Сунна».
Достойными продолжателями дела отца стали его дети — четыре сына. Все они стали известными и почитаемыми в народе учёными- арабистами, каждый из которых знал наизусть Священный Коран. Они были репрессированы по доносу в 1937 году. Старший сын Мухаммаднаби умер вслед за отцом, Абдуллу расстреляли в тюрьме г. Дербента, Абдулвагаб сослан в Сибирь и умер в ссылке (где неизвестно), Ахмед отбывал наказание в ссылке в Удмуртии, он написал письмо родным в село Багини, но никто не ответил. Затем он уехал в Таджикистан с человеком, с которым отбывал наказание, и взял себе имя Бурхандин. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Шуайб-афанди умер в 1909 году по дороге из Азербайджана в Дагестан в возрасте 56 лет. Похоронен в родном селении Багини Чародинского района». Он был отравлен недоброжелателями, при этом он знал об этом и сказал: «Если мне суждено умереть от отравы, на то воля Аллаха».
Он понял, что дни его сочтены, и пожелал вернуться домой. Четверым из своих мюридов он сказал: «Изготовьте носилки, чтобы отнести меня домой». И они вчетвером понесли его на этих носилках. Сказав название одной местности, Шуайб-афанди сказал: «Потерпите, пока не дойдём туда. Там к нам придут на помощь, а вы сможете вернуться домой. В указанном шейхом месте они увидели пятнадцать человек, которые шли им навстречу. Сообщить им об этом никто не мог. Тех четверых мюридов, которые несли носилки шейха, отправили назад. Своим новым провожатым шейх сказал: «Проявите терпение, о молодые люди, осталось немного времени». Когда прошло ровно столько времени, сколько назвал шейх, Шуайб-эфенди сказал: « Поставьте носилки на землю» — и стал читать суру «Ясин». Читая последние аяты суры, он испустил свой благословенный дух.
Носилки, на которых его переносили, хранятся ныне на его зиярате.
Говорят, что туда, где поставили носилки с телом шейха, река не доходит, какой бы большой прилив там ни случился. Воды реки делятся, обходя это место посередине.
P.S. Я написал письмо в Муфтият Дагестана, чтобы перевели и издали труды шейха Шуайба-афанди для изучения, и просил узнать через Федеральную службу безопасности Республики Дагестан о судьбе сыновей шейха и реабилитировать их как осуждённых незаконно. Это под силу только Муфтияту Дагестана, учитывая, что у шейха не осталось близких родственников. Мне позвонил из Муфтията Дагестана Махмудов Гасан эфенди, (кстати, отец его из села Мишлеша) и обещал создать комиссию для изучения и публикации трудов Шуайб-афанди.
Надеюсь, что у многих мусульман появится возможность ознакомиться с трудами шейха Шуайба-афанди и узнать о трагической судьбе его семьи.
Написал письмо имаму мечети села Багуни. Позвонила родственница Шуайб-афанди — сестра Рамазанова Патимат и от неё узнал многое о семье шейха, за что я ей очень благодарен.
Считаю долгом цахурского народа в составе делегации посетить зиярат шейха Шуайб-афанди в селе Багуни в 2022 году и просим позволения Всевышнего Аллаха дать нам такую возможность. А нашим имамам мечети и представителям духовенства и неравнодушным гражданам надо приложить все усилия для изучения и публикации трудов наших шейхов, чтобы они стали достоянием широких масс.
Я обращаюсь к братьям и сёстрам по вере с просьбой не судить меня за ошибки или высказывания, которые им не по душе. Моя задача в том, чтобы наш народ знал великих наших шейхов.
Цахурский народ малочисленный, но много у него славных сынов. Хотелось бы, чтобы труды наших учёных были изучены и стали доступны всем. Да поможет нам в этом Аллах.