Совет гьоIкумат дагъылмишхьайле хъийгъа, миллетбышиква багълыданан суалбы къалхымишхьа. Манчин миллетбышди аIрее гьыIдчатбы, леджбы адчы. Къийнад ман сиясат – миллетбы сана-санкъулхъа «кысауй», санбы шенсанбышикIле писди донее гьаагуй – мейид водун.
АIсас мани сабабыке хаIдын зиян Къузайл’ни Кавказыл’ ешемишоохьени миллетбышис хъетIа. Йишди миллетбышда шикыл’ Федерални, Европайни, Дюнйейни СМИ-ше къачахаршди, сихнарершини, азгъунувхьайни инсанаршини либасее гьаагва. Анджах, каамил’, хъодкуй гозетяъани ааIлимаршикIле, язычершикIле, чIакIни къуллухчершикIле ацIа водун: Къузайл’ни Кавказыл’ аIсас игит’ халкьбы ешемишехьи водунбы. Манбышихъад джон аIдатбы, джон хасият, джон гивъур-сугъооцый водун. Къирагъыле суIлгьыква арына мигьман, манбышис чоджука ва йичейква барабарра ворна. Мааъаб ешемишоохьени миллетбышди гьаIкIеедын адабиятын асарбы, ыIлимын ишбы чIакIни шааирарше ва язычерше А. Пушкине, Ю. Лермонтове, Л.Толстойе ва мебынбыше одкIун. АIсас мани сабабыке хаIдын зиян Къузайл’ни Кавказыл’ ешемишоохьени миллетбышис хъетIа. Йишди миллетбышда шикыл’ Федерални, Европайни, Дюнйейни СМИ-ше къачахаршди, сихнарершини, азгъунувхьайни инсанаршини либасее гьаагва. Анджах, каамил’, хъодкуй гозетяъани ааIлимаршикIле, язычершикIле, чIакIни къуллухчершикIле ацIа водун: Къузайл’ни Кавказыл’ аIсас игит’ халкьбы ешемишехьи водунбы. Манбышихъад джон аIдатбы, джон хасият, джон гивъур-сугъооцый водун. Къирагъыле суIлгьыква арына мигьман, манбышис чоджука ва йичейква барабарра ворна. Мааъаб ешемишоохьени миллетбышди гьаIкIеедын адабиятын асарбы, ыIлимын ишбы чIакIни шааирарше ва язычерше А. Пушкине, Ю. Лермонтове, Л.Толстойе ва мебынбыше одкIун. Къийнийни йизди макьаалейна метлеб цIаIхбышин миллет Сибирь едике йихьайни, гьаIшде Крымыл’ ешемишеехьени урусаршини блогерни Дарья Штормни дойиле гьагуй вобнаМесала вобна: «ЙицIни элейс къайиххыйнчиле, са элейс къаджый югда водун».Сабара вахтна гьихъа зы интернете Дарьее цIыцIауйни Дагъыстанни хиваршин, инсанаршин, табиятын, сувабышин, тиклибышин шикыл’бы къадже, маIнкъее одкIунийн комментариебы ва хурун макьаалебы хъаIдхъы. Зас манбы марахлыда хъады ва маIнкъыква танышхьа. Йишин миллетын ешайиш къаджесдимеега ва Россиейни халкьыкIле гьагвасдимеега, Дарьяйс хааишауйн ЦIаIхни дерайлхъа йыIххъас. Фыкырамыш дейхьа, мана, декабристка хьинне, Сувал’ни маIгьалылхъа йыххъас разийхьана. Ши йишди макьаале авуд маIнкъын сабара йаIххъIылин одкIунийбы гьелес. МаIнкъын цIеддыйн фыкырбы ва гозет’бы гьайняаIгьдынбы ыхьа:”… Вот в такую ужасную погоду 14 июня 2019 году я приехала на почтовой машине в Цахур первый раз. Лил дождь, в горах выпал град, который лежал там до следующего утра. Я со своими сумками и различными мешками и посылками выгрузилась прямо у Цахурского почтового отделения. Там машину уже ждал начальник почты и местный почтальон. Они, конечно, очень удивились такой живой посылке, которая свалилась им на голову в столь дождливый день и, выслушав меня, поняли цель моего приезда. Я подождала, когда они закончат свою бумажную работу. Почтальон пошёл домой, а мы с Арсеном (так зовут начальника почты) подождали, пока дождь немного утихнет, и пошли к нему домой, где уже заранее были предупреждены его жена и мама о моем внезапном визите. Арсен мне сказал, что он живет на вершине села, взял мой рюкзак, и мы двинулись в путь. Я вершину села представляла себе как-то по-другому… мне казалось, что мы поднимаемся до неё целую вечность… Арсен шел впереди, а я плелась со своей сумкой за ним по бесконечным ступенькам, а то и вовсе по каменным выступам по узкой тропинке между какими-то дверями, крылечками и узкими резкими поворотами… За это время я успела напридумывать себе кучу страшилок, думая, что я дура… кто меня просил тащиться в эти горные села… тебе мало было административных районных центров… вот сейчас ползёшь в какую-то гору с непонятно каким мужиком… непонятно куда… да тут люди уже не живут… Вот так я ползла за Арсеном в крутую гору, а когда он мне сказал, показывая на какую-то дверь, что здесь живёт его дядя, я вообще всем богам взмолилась, и христианским, и мусульманским, и еще неизвестно каким, и подумала, что мне ещё его дяди как раз только и не хватает… Потом я успокоилась и решила, что чему быть, того не миновать… Тут мы дошли до какого-то крыльца, и я увидела маму Арсена и его жену. Переведя дыхание, обозвав ещё раз себя ненормальной, я принялась знакомиться с женщинами, которые встретили меня очень радушно. Я им объяснила, для чего я прибыла в Цахур….. Мне показали комнату, где я буду жить, и пригласили пить чай. Мама Арсена Банавше уже стряпала курзе (пельмени по-нашему). Меня очень удивило варенье из шиповника. Я и не знала раньше, что из него варенье варить можно. Оказывается, в Дагестане он крупнее, чем у нас. Из него удаляют семечки и варят варенье и делают домашний сироп, который мы привыкли покупать в аптеках. Очень вкусное варенье! Мне потом баночку подарили, когда я уезжала. Спасибо большое!”Инсанаршин ачухын йикIбы, темизин фыкырбы ДарьяйкIле къадже, гьавасыква джена иш гьааъа гиргъыл’. Гьалер цIаIхбышди таарыхеехъа, маданиятеехъа кIораалехъа кIейчесдиме, маIнкъее джелед алхъа гьаIллауйн джена сафарий хьебни йигъылхъа цIыцIааъас. ЦIеддыйн йигъ маIнкъее табиятыс ва инсанаршини горушис къассыр. МаIнкъее джени йаIххъыл’ни одкIунийбыше эйгьен:”На следующее утро, 15 июня, я с племянницами Арсена отправиласьина прогулку по селу. Была прекрасная погода, и я поняла, в какую красоту я попала! А посмотрев в инете, что Цахур находится на высоте 2173 метров над уровнем моря, обалдела вообще! Когда я решила проехаться по всем народам Дагестана, то решила чисто интуитивно поехать именно в Цахур. Интуиция меня не подвела, и именно благодаря ей я целых три дня наслаждалась необычайной красотой и просторами этого места и общением с замечательными людьми из этого села. Спасибо Богу! Я, побегав по горным тропинкам села, стала в нём ориентироваться! Воздух шикарный! Красота неописуемая! Село чистенькое! Люди очень доброжелательные! При входе в село есть вот такой родник. Там кружка стоит и кусок мыла.Любой путник может воды попить и умыться. Вот кто туда мыло кладет ,даже и не знаю… Меня это тоже удивило. ”ЦIаIхбышихъаб месала вобна: «КъыIлина имойзар, кьыIд’мына кIимойзар». КъыIлина йишин джамаъаIт ишее эхьи. ОкI, ос кьыIдмийсын саъа. Сувал’ гьар джурайн чолын тIебы, дарманысын окIбы, кIашкIалер, цIантара, еш, микьрав, сунна, хьура, хьы, чигаляг ва медын джанас хайирыкван мейвабы аляйли. Анджах манбы шаке, оIгилийнбы хьинне саъас гьаарын чини вахтал’ аIха деш ва манчини джигее ши дарманбышиква йишин джанбы загьаIррамишаъа. МенняаIкъандже абыйн туристар, ботаникар йишди гьихъийаллани табиятыле матоохьенбы. Дарьее джени одкIунийбыше эйгьен:”Здесь растет очень высокая сочная крапива, такая же полынь. Здесь все растения гораздо гуще и выше, чем даже в Сочи. Сараи у цахурцев расположены в стороне от жилых домов. Мы прогулялись по этой территории, зашли в самый старый сарай в Цахуре. Девочки попрыгали по сену, нашли в сарае вот такой необычный инструмент. Цахурцы, подскажите, что вы им делаете? Для чего он нужен? На последнем снимке показан люк на крыше одного из сараев, через него закладывают сено. Так удобнее, чем подходить к сараю снизу, там узкие тропинки очень. Это как сеновал у нас. Прям на стенах сараев сушатся кизяки, ими топят печки зимой. Я это видела только в фильмах, сейчас увидела наяву. Кстати, кизяки, когда высохнут, совсем не имеют запаха навоза.”ЦIаIхбы югун къоранар ва малдарар джаб деш вухьа. Йиссейда манбыше джон хивар ганзыл’ аляу. Някьвыкан чIиебы некбышис, багъбышис гьуваджы. Некбышее сук, сикIыл’, хьытIа, сяга, хара, гьыIва, картIыф оозу. Няъасмы оIгийл’ дирингбыйий багъбы эза дешин. Помидор, хияр, арнаа, абаджур, калам гьайни хъийгъа, ХХ асырбышди аIхрее эза гибгъыл. Думайл’, ганзыл’ раIгьматтыгъ ТIагьир дидее, Казбег чоджее ва мебынбыше дженнетин багъ адчу. Манбышди дирингее ва багъее джурабаджур мейвабыний аляйли. ГьаIшдед манн багъбы мейид водунбы. Садджу манчис зиян сёбыше, цIеъбыше ва гёгъуйбыше гьели. Манчихъа ил’дяакы, гыргыни хиваршеени цIаIхбыше джон багъбы сеныс эзанбы ва манче темизин маIгьсул аляатIа. Дарьее ойкIанан:”Вот такие огородики я увидела в селе на высоте около 2200 метров! Тут растет картофель, клубника, лук, чеснок, различная зелень, морковь, свекла. Из фруктов яблоня, груша, слива.”Сен сениле Сувал’ни дерайлин хивар кьаIра хъехьи. Джегьил’ хизанбы кочмишхьа шагьарбышеехъа аIлгьаа. Хивар харабабышилхъа садкIыл аIлгьаа. ОIгийл’ гьар хивее юххьан хайбыний аляъа гивийгъал. Анджах маIгьдын гьаIракатбы гьаIшде тека сейракда къеджи. Гьар аляъани хавын шас умыд гьооли, цIаIхбышин нафас, гёбхьанна лампышка, кума аIлгьаана бухара хиваршее камхьес деш. Аляъани тиклийни гьаIкIее йишди макьаалейни кьаIгьраманее ойкIанан:”Прогуливаясь три дня до мечети, я всё время пробегала мимо мужчин, которые занимались стройкой. Они строили стены из местного камня и вместо цемента брали прямо землю из-под ног, мешали с водой, которая текла рядом, это служило раствором, который скреплял каменные стены… Я была ну очень удивлена, что такая постройка будет держаться многие годы! Чего только в жизни не увидишь! Но горцам виднее, они веками живут на своей земле и среди своих камней.”ЦIаIхбы джони таарыхыле, цIаIхее илёбзурни манзикыле шадоохьи. Манчихъад 943 сен водун. Чини ыIмрее манчикIле хаIдда гьааIдисабы, къурлушбы, бадалхьайбы къадже. Анджах манчин рыIгь не къааанче абыйни душманаршике, не даIвъийбышике, не фалякатбышике, не Советни девурыке къайишшес аIхы деш. Манче ваIшбышиква дойикван ааIлимар хъигъебчIу. Манбыше манчина дараджа хаIйбышеехъа къалхымишавъу. ЦIаIхеехъа абыйн мигьманар цIаIхни дерайни имаме цIебба манчини таарыхыква танышааъа. Гьелбедти, Дарьяр манчике марахламишийхьа:”Вот такая там стоит мечеть! Очень красивая и очень старинная! Построена по приказу сельджукского визира при Богдаде Низама аль-Мулька в 1075 году. Тут изучали не только ислам, но и астрономию, историю, арифметику, большое внимание уделялось географии. Это было первое учебное заведение университетского типа. Здесь было общежитие и питание для учащихся. Головной университет находился в Багдаде. Если вы побольше хотите узнать об этом медресе, то посмотрите фильм Абдулы Аминаева, которого уже с нами нет… Фильм называется «Мой Дагестан». Пятая его серия посвящена цахурскому медресе. И сейчас для детей и подростков села в летнее время здесь проводится духовное обучение! На фотографиях, где мужчина сидит рядом с мальчиком и разговаривает по телефону, – это и есть тот имам, который проводит обучение. Это имам цахурской долины, в которую входят 14 сёл. Зовут его Сулейманов Эльдар хаджи. Очень грамотный человек. И простой замечательный человек! Я благодарна Богу, что меня с ним свела судьба! Мы с ним беседовали часа три: и о молодёжи (как у нас, христиан, как у них, мусульман), о политике, о духовных вопросах. К нему обращаются за советом и дети и старики. Для каждого он найдет время, наставит и вразумит. Около мечети всегда есть народ, к нему тянутся люди. Мне очень полезно было побеседовать с имамом. И было о чем подумать после этой беседы… Эльдар очень гордится тем, что был одним из учеников уважаемого всеми в Дагестане Саида афанди Чиркейского, которого убили несколько лет назад. Саид афанди Чиркейский был аварцем. Это был тот человек, который остановил войну в Дагестане в 1999 году! Эльдар хорошо знает аварский язык, он сделал перевод с аварского на цахурский некоторых стихов из книги «Назмаби», которую написал Саид афанди. В то время, когда я находилась в селе, в мечети шел ремонт, там меняли электрическую проводку. Мне разрешили пройти внутрь. Я надела юбку и платок (всё, как у нас – в православной христианской церкви) и на следующий день пошла фотографировать внутреннее убранство этого старинного медресе. Хоть я и христианка, да ещё и староверка, никакого отчуждения я для себя не заметила и не почувствовала. Замечательная энергетика! Спокойствие на душе и полная гармония царит в мусульманском храме! Меня многие русские спрашивают, как я себя чувствую в мусульманских святынях, как мне там? Я отвечаю, что так же, как и в нашей церкви, разницы никакой нет, если ты в Бога веришь! Мне самой перед поездкой в Дагестан был интересен этот вопрос…И теперь я знаю ответ. Тем более, я побывала внутри многих мечетей Дагестана. Просто опаздываю с написанием заметок, времени не хватает. Днём ношусь по горам, общаюсь с людьми, что для меня очень важно, фотографирую, а вечером возвращаюсь домой, где меня кормят до отвала вкусной национальной едой, и я, падая от усталости, засыпаю. И через два-три дня опять в дорогу, опять переезд на новое место, в следующий населенный пункт, к другим народам Дагестана. Горы здесь и природа очень красивые! Но у меня на первом месте люди, общение с ними. А заметки я смогу написать и дома. В Дагестане я узнала, что цвет ислама зелёный. Вот поэтому, оказывается, огромные деревянные старинные двери в мечети выкрашены в зелёный цвет. И удивление это связано с тем, что это мой самый любимый цвет с детства… И ещё. Мне очень нравится, как поют нашиды (стихи о Боге)… арабского совсем не знаю, а иногда рыдать хочется… Короче, я поняла, что не важно, на каком языке молитва к Богу идёт, если она написана и поется с верой в него!”